Технология оценивания планируемых результатов направлена на то, чтобы сделать оценку обучающихся более содержательной, объективной и дифференцированной, то есть критериальной, что позволит учителю не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и более эффективно наблюдать за динамикой развития его компетенций, создать оптимальные педагогические условия для развития учебной деятельности школьников, формирования ключевых компетенций.
Целью использования технологии является обеспечение комплексного подхода к оценке планируемых результатов через совместную деятельность учителя и ученика с участием администрации школы и родителей учеников.
Задачи:
- ориентировать обучающихся на успех в достижении планируемых результатов;
- развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
В технологии оценивания используются следующие научные теории:
- технология критериального оценивания;
- технология портфолио;
- элементы технологии оценивания образовательных достижений (Д.Д.Данилов и др.);
- элементы педагогической технологии формирования самоконтроля и самооценки (А.Б.Воронцов).
Данная технология используется в лицее №20 в течение 6 лет и показала свою результативность. Применение данной технологии позволяет получать качественную и достоверную информацию о реальных достижениях планируемых результатов и своевременно принимать решения по повышению результативности педагогической деятельности в условиях реализации ООП НОО.
Новизна данной технологии оценивания заключается в том, что разработана система оценки достижения планируемых результатов ООП, которая предусматривает:
- совместную деятельность учителя и учеников;
- критериальную систему оценки предметных результатов от 0 до 7 баллов;
- использование инновационных форм формирования оценочной деятельности у младших школьников (интеллектуальные модули, мероприятия - события, исследовательские мастерские и т. д.).
Ведущая педагогическая идея данной технологии заключается в том, что процесс оценки достижений младших школьников организуется через целостную систему деятельности учителей, учеников, администрации и родителей учеников в процессе урочной и внеурочной деятельности. Главные субъекты оценочной деятельности - учитель и ученик.
Важнейшей особенностью технологии является то, что система оценивания предполагает вовлеченность в оценочную деятельность учеников.
Технология оценивания планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обеспечивает целостность, оптимальность, сбалансированность, комплексность процесса оценивания.
Целостность системы оценки обеспечивается взаимосвязью внутренней и внешней оценки, разработанностью как этапов оценки, так и процесса формирования оценочной деятельности у младших школьников, а также системности и взаимо­связанности процедур, инструментария, критериев.
Оптимальность и сбалансированность технологии оценивания обеспечивается использованием одних и тех же процедур для различных результатов (предметных, метапредметных, личностных), встроенностью оценочной деятельности в целостный образовательный процесс. При разработке или отборе готовых процедур и инструментариев оценки учитывались ресурсы школы и конкретно учителей начальных классов. Особое внимание уделяется временным затратам на проведение оценочных процедур. Комплексный подход к оценке результатов обеспечивается наличием оценки достижения обучающимися всех трех групп результатов образования - личностных, метапредметных и предметных.
Содержательная оценка строится на критериальной основе. Критериальный подход используется относительно всех видов результатов - личностных, метапредметных, предметных.
В процессе разработки и использования критериев, процедур, инструментария учитываются возрастные особенности младших школьников:
- ребенок 6‑10 лет находится в полной или частичной зависимости от оценки окружающих взрослых людей;
- благополучное развитие конкретной детской самооценки возможно только в ситуации сложившейся положительной общей само­оценки, то есть безусловного общего принятия ребенка окружающими;
- способность адекватно оценить свои достижения, свое поведение и т. п. закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте.
Исходя из возрастных особенностей система оценки планируемых результатов направлена прежде всего на поддержание успешности и мотивации ученика, обеспечение личной психологической безопасности ученика и предполагает их активное участие в оценочной деятельности.
Система оценки предполагает учет индивидуальных особенностей младших школьников, поэтому подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика сравнивается с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. Таким образом, система оценки обеспечивает каждому ученику право  на индивидуальную образовательную траекторию - на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Это позволяет отслеживать индивидуальную динамику продвижения каждого обучающегося. Фиксация динамики происходит в портфеле достижений ученика, таблицах образовательных результатов, школьном журнале. Необходимо отметить, что система оценки предполагает специально организованную работу по рефлексии и анализу деятельности самим ребенком, что отражается в различных процедурах оценки образовательных результатов.
Технология оценивания планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС предполагает:

1. Осуществление оценивания с опорой на успех ребенка.
В процессе разработки системы оценки мы учитываем возрастные особенности младших школьников.

2. Осуществление оценочной деятельности в совместной деятельности с учениками.
Освоение на критериальной основе навыков самооценки и взаимо­оценки, формирование рефлексии, самоанализа, самоконтроля дают не только возможность обучающимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
В организации формирования оценочной деятельности младших школьников мы выделяем следующие места:
- интеллектуальные модули «Формирование оценочной деятельности», где организуется работа по ознакомлению учеников с основными понятиями и способами оценивания;
- урочная деятельность, где формируется умение оценивать результаты учебной деятельности, исходя из полученного опыта во время интеллектуальных модулей;
- внеурочная деятельность, где формируется умение оценивать действия и поступки вне учебной деятельности.
В процессе интеллектуальных модулей организуется деятельность по ознакомлению детей с особенностями оценочной деятельности, создаются ситуации формирования первоначальных способов, умений и навыков оценивания.
В урочной деятельности способы оценивания, полученные на интеллектуальных модулях, непосредственно переносятся на конкретные виды учебной деятельности и предметный материал.
Формирование оценочной деятельности осуществляется с 1‑го по 4‑й класс (см. таблицу).
2. Осуществление оценивания последовательно начиная с первого класса (без отметки).
Технология предполагает, что в первом классе организуется безотметочная оценка, но начинается работа по знакомству с азами оценочной деятельности: использование различных оценочных знаков, знакомство с понятием «критерий», разработка совместно с детьми простейших критериев для оценки результатов и процесса урочной и внеурочной деятельности, формирование рефлексивных умений; со второго класса вводится отметочная (от 0 до 7 баллов) система, происходит расширение и усложнение критериев для оценки результатов и процесса урочной и внеурочной деятельности в групповой и индивидуальной деятельности, интеграция критериев с отметкой, разработка и использование подходов к балльной оценке различных видов деятельности на уроке, формирование и развитие рефлексивных умений (2‑3‑й класс);
3. Осуществление оценивания на основе четких, понятных ребенку критериев. Чтобы обеспечить объективность оценочной деятельности как ученика, так и учителя, с первого класса вводится понятие критерия как основания для оценки. Критерии вводятся постепенно в зависимости от видов урочной и внеурочной деятельности. Вместе с критериями вводятся различные оценочные знаки (смайлики, круги разного цвета, «волшебные линеечки», отметка от 0 до 7 баллов и др.).
Основой для разработки конкретных критериев относительно различных видов урочной и внеурочной деятельности выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Система критериев относительно трех видов результатов (предметных, метапредметных, личностных результатов) позволяет всесторонне и качественно оценить уровень достижения учащихся, сделать оценку наиболее объективной.

4. Использование различных инновационных форм урочной и внеурочной деятельности.
Для формирования оценочной деятельности используется такая форма, как интеллектуальный модуль - это форма работы, где в процессе интеграции нескольких учебных занятий через совместную деятельность формируются конкретные оценочные умения. В процессе интеллектуальных модулей «Формирование оценочной деятельности» организуется деятельность по ознакомлению детей с особенностями оценочной деятельности, создаются ситуации формирования способов, умений и навыков оценивания, которые затем активно используются в урочной и внеурочной деятельности. Таким образом, интеллектуальные модули выступают в роли площадки получения первоначальных знаний и первоначального опыта оценивания и самооценивания.
Кроме интеллектуальных модулей используются такие формы, как творческая мастерская, мероприятие-событие, интеллектуальная игра, исследовательская экскурсия, исследовательская лаборатория, интеллектуальный поход, интеллектуально-творческая школа «Развитие» на каникулах.

5. Оценка уровня развития предметных, метапредметных, личностных результатов. Данная технология оценивания планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В рамках системы внутренней оценки предполагается ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности учащегося. Здесь стоит отметить мониторинг активности участия обучающихся в образовательных событиях разного уровня и социально значимых акциях. Значимость такого мониторинга заключается в фиксации самими детьми своего реального участия в социально значимых мероприятиях.
Оценка метапредметных результатов осуществляется через мониторинг динамики развития УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных), решение задач творческого и поискового характера, проектных задач, анализ групповой и индивидуальной деятельности. Используются карты наблюдений, комплексные работы, участие в различных конкурсах и олимпиадах. Карты наблюдений разработаны учителями в соответствии с планируемыми результатами ООП НОО школы. Результаты фиксируются в портфеле достижений, в таблицах образовательных результатов.
Оценка предметных результатов предполагает как оценку системы предметных знаний, так и системы предметных действий.
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он овладевает еще умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз, кроме итоговых работ.
В процессе оценки предметных результатов используется критериальная балльная оценка от 0 до 7 баллов.
Оценивание производится относительно признаков трех уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочетами) - 3‑5 баллов.
Повышенный уровень (програм­мный) - решение нестандартной задачи, где потребовалось либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний.
Умение действовать в нестандартной ситуации - это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочетами) - 6‑7 баллов.
Максимальный уровень (необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, неизучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Качественная оценка - «превосходно». За решение такой задачи ставится дополнительная отметка - 7, по желанию ученика - 6,5 баллов.
Перед выполнением различных проверочных работ учитель четко проговаривает критерии, по которым будет оцениваться работа. Если работа предполагает несколько заданий, учитель знакомит учеников с весом каждого задания. В целом работа должна иметь вес 7 баллов.
В процессе оценивания сначала ученик сам оценивает свою работу, опираясь на критерии, затем проверяет учитель. У ученика есть возможность сравнить свою оценку и оценку учителя.
По каждому предмету разработан мониторинг сформированности предметных результатов исходя из содержания планируемых результатов ООП НОО, который позволяет определять уровень овладения младшими школьниками предметным содержанием, выявлять проблемы и планировать дальнейшую педагогическую деятельность по их ликвидации.
Технология обеспечивает связь оценивания с внешней оценкой и с текущим внутришкольным контролем. Проведение оценочных процедур администрацией школы в рамках внутришкольного контроля, а также анализ результатов оценочной деятельности учителей и учеников позволяет точно и всесторонне определять текущее состояние образовательного процесса в начальной школе, отслеживать общую динамику достижения планируемых результатов.
В своей деятельности администрация школы использует материалы как внутренней, так и внешней оценки - результаты внешних мониторингов и контрольных работ, оценочной деятельности учителей, учащихся, психолога для создания целостной картины реализации и эффективности образовательного процесса. Результаты анализа обсуждаются на педагогических советах, совещаниях, семинарах педагогов.
Совместная деятельность администрации и педагогов позволяет поддерживать единство всей системы оценки школы и, таким образом, обеспечивает эффективную обратную связь, позволяющую осуществлять управление образовательным процессом школы.
Система оценивания благодаря ее ориентации на совместную деятельность учителя и ученика позволяет осуществлять информативную и регулированную обратную связь, обеспечивая ученику информацию о его продвижении в образовательном пространстве. Благодаря вовлечению ученика в процесс оценивания он учится осознавать свои сильные и слабые стороны, фиксировать успехи и недостатки, рассматривать возможности коррекции образовательных результатов. Учителю система оценки обеспечивает обратную связь о том, достиг он или нет поставленных педагогических целей относительно предметных, метапредметных и личностных результатов. Процедуры и инструментарий системы стимулируют учителя использовать полученную информацию как средство поощрения, а не наказания, стимулировать мотивационные процессы учеников, отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе.
Система оценки обеспечивает качественный анализ данных и использование результатов оценивания для планирования процесса обучения. Данные системы оценки понятны и доступны для различных субъектов образовательного процесса - учителя, ученика, родителей, администрации, что позволяет их использовать на различных уровнях деятельности образовательной организации.
Таким образом, система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям - отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям - узнавать об успешности собственной педагогической деятельности, что обеспечивает комфортность всех субъектов оценивания.
Так как процесс оценки достижений младших школьников организуется через целостную систему совместной деятельности всех субъектов образовательной системы, данная система создает условия для формирования отношений сотрудничества между учителем, учеником, администрацией и родителями учеников. Все в той или иной степени становятся участниками процесса оценивания.

​Ирина БОЗИНА, директор лицея №20;
Лариса ПУГАЧЕВА, замдиректора по учебно-воспитательной работе лицея №20, Междуреченский ГО, Кемеровская область