Системное мышление - это способность человека учитывать все аспекты ситуации, воспринимать и мыслить всесторонне, целостно, видеть окружающую реальность в ее многогранности.
Изучение иностранного языка позволяет успешно использовать приемы развития системного мышления. Для этой цели эффективны задания, развивающие лексические, коммуникативные навыки, умение работать в команде, успешно формирующие системность мышления. Эти задания можно выполнять индивидуально, в парах и группах.
Эффективен мультисенсорный подход. В его основе лежит «теория множественного интеллекта», разработанная Г.Гарднером. Этот метод основан на принципе: «Если ребенок не учится тому, чему вы учите, смените метод. Учите ребенка так, как он может выучить!» C его помощью можно эффективно задействовать три канала восприятия одновременно: слух, зрение, осязание. Регулярная смена заданий, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает зафиксировать внимание каждого ребенка во время урока, будь то аудиал, визуал или кинестет.
Например, в игре «Угадай фрукт/овощ» нужно назвать фрукт или овощ по запаху, размеру или цвету.
Известно, что дети любят рисовать. Хорошо совмещать изучение языка с рисованием. Например, задание нарисовать комнату своей мечты и описать ее своему соседу, затем сосед описывает «свой райский уголок». Задание развивает разговорную речь, учит работать в парах.
Я активно использую различные истории, рифмовки и песни, основанные на движении, способствующие развитию ассоциативной памяти учащихся. В движении активизируются навыки говорения, повторение лексического материала в произвольной форме. Многочисленное повторение доводит навык до автоматизма. На уроках я использую и физкультминутки, отражающие принципы этого метода.
Упражнение «Составь иерархию частей системы». Методика выполнения упражнения: на столе раскладываются заранее подготовленные рисунки. На первом рисунке изображена система, например дом. На остальных рисунках, расположенных в хаотическом порядке, - подсистемы: крыша, комнаты, мебель, часть мебели… Нужно составить (правильно разложить рисунки) иерархию частей (система - подсистема - подподсистема - подподподсистема).
Упражнение «Составь иерархию надсистем». Это упражнение обратно предыдущему. Нужно разместить хаотично расположенные объекты от наименее общего к наиболее общему (наднадсистема - надсистема - система).
Системное мышление учит детей самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

Вероника ВЛАДИМИРОВА, ЧОУ СОШ «Родник», Волгоград