Дошло до того, что воспитателя детского сада могут обвинить в эксплуатации детского труда, поскольку педагог имеет наглость заставить малышей собирать разбросанные игрушки и самостоятельно одеваться, не заключив предварительно с ними договор и не заплатив им за это ни копейки. А самое ужасное то, что в российском законодательстве действительно нет четкого и внятного юридически грамотного объяснения, что же, собственно, такое трудовое воспитание, что конкретно входит в понятие «труд по самообслуживанию» и что можно считать общественно полезным трудом.
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» на первое место ставит именно воспитание, а уже потом обучение, - напомнила зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, открывая первое заседание рабочей группы при Комитете по образованию и науке по разработке инициатив, направленных на совершенствование законодательного регулирования трудового воспитания обучающихся. - Никто не будет спорить, что трудовое воспитание - одна из важнейших составляющих формирования гармонично развитой личности. Более того, оно прописано во ФГОС. Но почему же у нас в стране любого директора в любой момент можно оштрафовать за организацию субботников, за привлечение детей к посадке деревьев, уборке территории и так далее? А потому что согласно Трудовому кодексу это использование наемного труда. И никак иначе. К сожалению, образовательное законодательство также никоим образом не проясняет ситуацию. Выход один: надо вносить изменения либо туда, либо сюда.
Но как это сделать, если наша страна еще в 2000 году ратифицировала Конвенцию №182 Международной организации труда «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда»? А ведь согласно этому документу к числу наихудших форм относятся не только рабство, торговля детьми, проституция и продажа наркотиков, но и «работа, которая может нанести вред здоровью, безопасности и нравственности детей». И вот здесь уже любой родитель может трактовать сколько душе угодно, что, если педагог попросил ученика подмести пол или стереть с доски, он нанес ребенку тяжелую моральную травму, унизил его, подверг жизнь школьника опасности, а если вы не понимаете, как именно, то вам же хуже!
- Если речь идет о внесении изменений в Трудовой кодекс, тогда следует помнить, что наше законодательство приведено в соответствие с международными требованиями, - говорит заместитель директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда РФ Татьяна Маленко. - Поэтому надо детально изучить все, что имеет к этому прямое или косвенное отношение, поднять статистику, изучить практику применения в разных странах мира и только затем предлагать проект поправок. Да и то, чтобы они не входили в противоречие с другими законами и подзаконными актами, изданными Минфином, Минюстом, Мин­экономразвития, Минобрнауки и другими ведомствами. Так что это очень серьезная проблема!
У юриста свой взгляд на мир. У педагога - свой. Например, член Экспертного совета по соблюдению прав обучающихся при Комитете Госдумы по образованию и науке, директор московской школы №2030 Наталья Рябкова недоумевает, к чему такие сложности.
- От нас требуют, чтобы мы не только обучали, но и воспитывали детей, что вполне естественно, - напоминает она. - А ведь воспитание - понятие емкое. Почему же, скажите, мы можем спокойно, без всяких письменных разрешений от родителей реализовывать экономическое, экологическое, нравственное, патриотическое, правовое, эстетическое и прочие виды воспитания, а для трудового нужна особая форма соизволения? Во многом потому, что существует явное недопонимание, в чем разница между трудом, заложенным в рамки учебной деятельности, общественно полезным и наемным трудом. Почему-то людям кажется, если дети выполнили какую-либо работу, им обязательно надо заплатить. А нужно сделать так, чтобы учащиеся с 1‑го класса понимали: вот это я делаю на занятиях по той или иной дисциплине, а также готовя домашнее задание, вот это я делаю для людей, и делаю добровольно, а вот это я вполне могу делать за деньги, но только с определенного возраста и заключив трудовое соглашение с работодателем.
Согласно результатам опроса, организованного Общероссийским народным фронтом среди 1500 учеников 9‑11‑х классов школ Москвы, трое из четырех ребят согласны работать с свободное от учебы время, а почти половина уже имеют опыт такой работы. Однако речь идет опять же о продажах, услугах, программировании, администрировании и тому подобном. Делать же что-либо «просто так, во имя идеи» готовы далеко не все. Иными словами, волонтерство как вид деятельности, за которую «не платят», привлекает немногих.
Хорошо ли это? По мнению одних, да, хорошо, поскольку говорит о том, что наши дети в целом трезво смотрят на жизнь и готовы к труду, пусть и небескорыстному. И надо этот момент учесть, более того, необходимо использовать потенциал таких ребят, чтобы польза от их делового энтузиазма была не только им самим, но и обществу в целом.
- Сегодня многие старшеклассники, подрабатывая после уроков, получают в месяц довольно неплохие деньги, причем не в ущерб учебе и не ввязываясь в криминальный бизнес, - рассказывает заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов. - Интернет-среда дает им такие возможности. И если речь идет об изменении законодательства, надо обязательно прописать в нем возможности такого рода деятельности для всех желающих. В последнее время на всех уровнях много говорят о самозанятости граждан, о том, как хорошо было бы, чтобы каждый решал проблему собственного трудоустройства. Так вот, эти дети уже в школе знают, как и чем себя занять, получая при этом вполне достойный заработок.
Действительно, подобные стремления следует как минимум одобрять. И в целом по стране есть немало руководителей школ, которые давно привлекают для выполнения тех или иных работ (администрирование школьного сайта, загрузка программ, мелкий ремонт и так далее) своих же учеников, оформляя все строго по закону и выплачивая им заслуженное вознаграждение. Однако, во-первых, тут тоже есть свои сложности и под­водные камни, о которых совершенно особый разговор, а во-вторых, если речь идет о трудовом воспитании, невозможно все свести к деньгам. Все-таки как ни крути, если труд общественно полезный, если он связан с самообслуживанием, то кто кому должен платить? И должен ли?
- Самое интересное, что в обществе есть четкое понимание: да, действительно, школа должна не только давать знания, но и воспитывать детей в духе готовности помогать людям и государству исходя из гуманных соображений, а не исключительно ради собственной выгоды, - сообщает член Экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей при Комитете Госдумы по образованию и науке Станислав Климин. - Но, к сожалению, почему-то даже в ФЦПРО у нас нет ни одного пункта, который бы касался трудового воспитания. И решить эту проблему можно только на государственном уровне, дав право школам самостоятельно решать эти вопросы. Пока же педагогам приходится каждый раз спрашивать разрешения у родителей. И далеко не всегда те идут навстречу.
С тем, что без вмешательства государства и изменения действующего законодательства не обойтись, согласен и председатель Комитета Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай по образованию, культуре, спорту, молодежной политике, общественным объединениям и средствам массовой информации Вячеслав Уханов.
- В 90‑е годы, когда я работал в сельской школе, мы месяцами не получали зарплату, - вспоминает он. - Но тогда у нас были и земля, и скотный двор с конюшней, и сад с огородом, и пилорама. Люди прекрасно понимали - иначе просто не выжить, поэтому совершенно спокойно воспринимали тот факт, что практически все наши школьники были задействованы на работах. И их труд приносил результаты: мы не только не просили денег у муниципалитета, но и полностью обеспечивали себя и даже получали прибыль. А самое главное - дети знали, что такое физический труд, умели работать и не боялись этого, они уже после школы вполне могли вести домашнее хозяйство. Но потом поступила установка: «Система образования должна заниматься только учебой!» И все развалилось. Сегодня мы бы и хотели что-нибудь подобное организовать, а нам создают массу препон.
Как отметил Вячеслав Уханов, еще в 2011 году президент Путин поставил задачу через 10 лет вой­ти в пятерку сильнейших экономик мира. Но разве можно сделать столь серьезный рывок, если мы до сих пор растим белоручек?
Чтобы как-то мотивировать учащихся к труду, считает исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» Лариса Санатовская, необходимо сделать его прикладным. Иными словами, к каждой школьной дисциплине нужно разработать систему заданий, при которых дети бы не только делали что-либо руками, но и прекрасно понимали всю важность такого занятия. Кроме того, подобные задания следует выстраивать с учетом формирования коллективных умений и навыков, потому что современные дети, к сожалению, по большей степени индивидуалисты, а в XXI веке все крупные и серьезные проекты можно решать только сообща и при условии полного взаимопонимания, распределения ответственности.
- И не надо все-таки забывать о том, что во многих странах, в том числе экономически развитых, общественно полезному труду школьников отводится особая роль, - подытожила Любовь Духанина. - В той же Японии, например, каждый ученик должен ежедневно выделить определенное время для работы на благо своей школы и своего государства. Это никто не воспринимает как наказание, наоборот, это своего рода традиция, стиль жизни, почетная обязанность. Благодаря такому подходу в Японии каждый гражданин поддерживает чистоту не только у себя дома или на работе, но и в общественных местах. В итоге там практически нет уборщиков и дворников в нашем понимании этого слова. Уверена, что, если мы хотим что-то изменить у себя в стране, нам нужно в первую очередь заботиться о собственном благе, а не о том, насколько наши действия будут соответствовать международным конвенциям, ратификация которых, получается, делает нашу жизнь только хуже.
Судя по всему, это далеко не последнее заседание рабочей группы, и депутатам придется решить огромное количество самых разных вопросов, прежде чем государство наконец скажет учителям и ученикам: «Трудитесь с миром на благо Родины! Никто вас за это не накажет!»
___________________________________________________________
*Best (англ.) - самое лучшее, высшая степень чего-либо.