Я убеждена: стандарт должен быть хорошей основой для государственной итоговой аттестации. В своем прежнем виде - с размытыми требованиями к результатам и отсутствием содержания - ФГОС такую основу не давал. Это было особенно болезненно для нас, учителей иностранных языков. В новой же версии ФГОС подробно перечисляются все те составляющие (речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная), из которых складывается коммуникативная компетенция наших школьников в иностранных языках. Теперь каждому учителю английского языка понятно, какие умения и на каком языковом материале будут проверяться в таком обязательном экзамене.
Мы в ассоциации обсуждали новую редакцию ФГОС, которая содержит детализированные требования к результатам обучения по всем предметам, и содержание по каждому классу. Существовавшие ранее в тексте стандарта абстрактные, обобщенные требования к образовательным результатам подчас трактовались весьма вольно. Это привело к тому, что появились линии учебников, весьма далекие друг от друга и по содержанию. Это в свою очередь разрушало единое образовательное пространство, при переходе из одной школы в другую ребенок терялся в разных программах.
Важно, что в новом ФГОС сохранились ведущие позиции системно-деятельностного подхода. Четко и подробно прописаны метапредметные результаты обучения. Хочется отметить, что с предыдущей обобщенной версией метапредметных результатов мы серьезно намучились. В Москве уже в течение ряда лет проводятся различные метапредметные диагностики.
Основание для разработки метапредметных диагностик - метапредметные результаты ФГОС. Для того чтобы разрабатывать такие диагностики, при Московском центре качества образования был создан специальный экспертный совет, членом которого я являюсь. Нам понадобилось довольно много времени и усилий, чтобы из тех обобщенных требований сделать более подробный кодификатор, который используется при разработке метапредметных заданий. Педагогические коллективы школ теперь осознают, что достижение метапредметных результатов - залог успешного обучения по любому из предметов.
Еще один момент. В новой версии ФГОС для каждого из предметов указано, что предметные результаты должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. Новые предметные результаты не просто детализированы, они действительно ориентируют учителей на практико-ориентированное обучение, на применение учащимися полученных знаний в самых разных ситуациях жизненного характера.

Екатерина МОРОЗОВА, председатель региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов», Москва