Дмитрий ПРИГОЖИН, родитель семиклассника, строитель, Великий Новгород:
- Обязательно! Трудовое воспитание - основа воспитания детей, так как оно воспитывает организованность, развивает координацию движений и неординарное мышление. Ну и в условиях «сидячих» уроков в школе при выполнении какого-либо трудового задания немаловажно физическое движение. Труд должен развивать человека, а не воспитывать простого исполнителя. Поэтому я бы не стал заставлять детей проводить уборку территории. Но свое рабочее место они убирать обязаны, это дисциплинирует. Обязательными я сделал бы для девочек занятия по кройке и шитью, кулинарии, обучение первичным медицинским навыкам. Для мальчиков нужна работа с деревом, металлом. Труд должен готовить подростка к реалиям будущей взрослой, семейной жизни.

Дарья КОЛЕСНИКОВА, учитель географии, Санкт-Петербург:
- Мне кажется, ответ на этот вопрос очевиден: должна. Прежде всего потому что не все семьи полные и не у всех мальчиков и даже девочек есть перед глазами родительский пример. Проблема в другом: где найти такого увлеченного человека, который будет учить ребят работать на станках, а девочек - готовить и шить? Я знаю школы, в которых такие педагоги есть, и это просто настоящее счастье для детей. Какие изделия из дерева или железа делают мальчики! При этом они и школе помогают, делая качественные и интересные наглядные пособия и всякие нужные мелочи, например плечики для одежды. У таких мальчиков в доме ничего не будет сломано. В нашей же школе на уроках технологии мальчики собирают фигуры из... скрепок.

Елена ГРОМОВА, младший воспитатель детского сада, мама первоклассника, г. Семилуки, Воронежская область:
- Я не знаю, что сегодня подразумевается под трудовым воспитанием. Если так, как было у нас, - составляли проекты приготовления блюд, а сами почти не готовили, то лучше обойтись без такого трудового воспитания. У нас сын, отец сам научит его и гвоздь вбить, и люстру повесить. Я считаю, что отношение к труду закладывается в семье. А в школе пусть обучают предметам, наукам - алгебре, физике, чтобы ребенок мог потом поступить в университет, получить хорошую специальность и работу. Если в семье не научат трудиться, потом его никто не научит.

Евгения ЛЕБЕДЕВА, учитель русского языка и литературы, Нижегородская область:
- Конечно, труд необходим. Это важная составляющая воспитания. И я рада, что наконец к нему вернулись. Мы и раньше делали ставку на труд, но в последние десять лет привлекали к труду украдкой, боясь, что нас не похвалят. Я, например, сама была воспитана трудом и все мои друзья. Мы умеем работать, берем на себя ответственность, испытываем радость от результатов своих усилий. Если дети не узнают этих чувств, они не смогут вырасти гармоничными людьми. Будут все время искать удовольствия в развлечении, в потребительстве, но не в созидании.