Алексей ГУСЕВ, ответственный секретарь Координационного совета Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»:
- С настороженностью отношусь к такой инициативе. Повышение карательности нашего законодательства абсолютно не нужно. У нас уже все изобретено. Надо только грамотно этим пользоваться. Если ребенок совершает какие-либо антиобщественные действия, то законодательством предусмотрена ответственность родителей за действия несовершеннолетнего. И в каждом конкретном случае надо разбираться внимательно. Следует уважать демократические принципы нашего конституционного строя. И скорее надо наказывать строго тех, кто вовлекает детей в подобного рода антиобщественные акции.

Ирина ВОЛЫНЕЦ, председатель Центрального совета Национального родительского комитета:
- Инициатива, на мой взгляд, неоднозначная. Конечно, ситуация серьезная, когда кукловоды в своих политических целях выводят на улицы несовершеннолетних. Ясно, что они хорошо знают психологию подростков, заигрывают с ними, пользуются их неопытностью, действуют как опытные дирижеры. Подросткам важно ощутить себя взрослыми, почувствовать, что с ними считаются, их мнение важно, что не всегда бывает в отношениях с родителями. Добавьте к этому желание прославиться, получить больше «лайков» в Сети. В законодательстве предусмотрены меры воздействия на нерадивых родителей - штрафы, ограничение в родительских правах и так далее. Но как связать эти меры с выходом подростков на несанкционированные уличные акции? Что касается наказания учителей, то непонятно, как это возможно. Думаю, что эта инициатива в случае ее осуществления спровоцирует социальную напряженность в обществе. И, возможно, произойдет рост числа подростков - участников несанкционированных акций. Когда мы вели разговор с родителями на эту тему по следам событий, были удивлены, когда прозвучало мнение, что детей можно считать героями, они не побоялись открыто выступить в протестной акции. Нужно вести большую разъяснительную работу, честный разговор с детьми, максимально загружать их внеурочное время, вовлекая в кружки, секции, объединения. Запретами и наказаниями положительного результата не добиться.

Игорь АРИСТОВ, отец троих детей, Воронеж:
- Думаю, что кто-то очень сильно боится выборов следующего года, отсюда и такой накал страстей. Думаю даже, что не по своей инициативе полицейские выступают с этим предложением, им вовремя подсказали. Просто не знают, как еще удержать молодежь от выступлений на акциях протеста, от участия в них. Вдруг они завтра все выйдут! Они же сегодня очень легко организуются, спишутся по Интернету - и все, уже готова толпа для митинга.
По большому счету для наших подростков ответственность начинается в 14 лет, они получают паспорта, поэтому сами и должны отвечать за свои поступки, но в присутствии родителей и учителей. Без них полиция не имеет права ничего этим детям сделать. И перекладывать ответственность на этих самых родителей и учителей тоже не имеет права.

Александр С., директор школы, Нижний Новгород:
- У нас в городе митинги оппозиции весьма локальные. Немного народу на них ходит, а тех, кто ходит, милиция знает в лицо. Немного вероятности того, что круг оппозиционеров расширится, тем более за счет учащихся. Взрослые люди у нас весьма инертные или даже запуганные - я имею в виду основную массу родителей. «Как бы чего не вышло» - их жизненный девиз. Но, конечно, никто из нас, директоров, не застрахован от того, что пара-тройка школьников может появиться на таких митингах. Даже из любопытства. Не думаю, что хорошая идея сразу же привлекать к ответственности педагогов. Они ни при чем. Да и семья не виновата по большому счету.

Ирина П., учитель истории, Великий Новгород:
- Думаю, должна быть ответственность родителей наравне со школой. Классные руководители, учителя истории и обществознания должны проводить профилактические беседы по этому поводу с учащимися. Профилактика может предотвратить подобные действия подростков. Эффективнее заранее поднимать такие вопросы, чем разбираться с ними впоследствии. Важно не корить детей, не ругать, а вызвать на доверительный разговор, общаться с ними как со взрослыми людьми, имеющими право на собственное мнение.