А так начинается путь Дарьи Валерьевны в профессию учителя: с ранних детских лет, по примеру мамы, по притяжению собственной души. Ученицей 5‑го класса она уже заменяла преподавателей в дни самоуправления, пробовала себя в «должности» завуча: получалось, нравилось. Школу окончила с медалью, педагогический университет - с красным дипломом. Была стипендиатом ректора, награждена медалью «Лучший студент УрГПУ». Третий год работает в своей родной школе. Человек она целеустремленный, знающий, чего хочет, чувствующий свой путь и не сбивающийся в сторону.
- Дарья Валерьевна, вы выбрали один из самых ответственных педагогических «участков» - начальную школу. Многие говорят: «С малышами так трудно…»
- Наоборот! С малышами замечательно. Они приходят на урок с такими глазками, каждый день ожидающими чего-то нового, искренне радуются узнаванию.
- Но они же непослушные!
- Послушание, скажем так, не главное, усидчивость и дисциплину можно сформировать. А в плане восприятия, впитывания информации это самый благодарный возраст. Не бывает урока, чтобы дети не сказали спасибо.
- Имеются свои секреты владения вниманием класса?
- Важно с первого дня знакомства расположить к себе, вызвать доверие и продемонстрировать ответное доверие и уважение. А еще у меня принцип: входить в класс в хорошем настроении, с улыбкой на лице и передавать ощущение подъема детям. Даже если у кого-то из них утром дома возникла конфликтная ситуация (трудно вставали, неохотно завтракали, родители высказывали недовольство), то в школе настроение должно быть приподнятым, тогда и учение пойдет легко.
Я сама тоже стараюсь не утратить чувства радости от работы, несмотря на горы бумаг, отчетов, журналов. Мой девиз по жизни: «Хочешь быть счастливым - будь им». Не нужно загонять себя в жесткие рамки. Главное - ситуация успеха, она необходима и взрослому, и ребенку.
- По журналистскому опыту знаю, что нередко молодые педагоги в силу собственного молодого возраста испытывают трудности во взаимоотношениях с родителями учеников.
- Считаю, что у меня с родителями установилось взаимопонимание. Они мне доверяют и прислушиваются как к специалисту. Мы вместе решаем различные воспитательные задачи. Например, была такая ситуация. Мама поделилась проблемой, что ребенок не любит мыться. Вечером зубы почистить не заставить, да и ванну принять тоже. Я наметила классный час «Правила гигиены» и предложила именно этому ученику провести урок: рассказать о необходимости соблюдать чистоту, прочитать смешные и поучительные стишки на данную тему. Это стало толчком, ученик после мероприятия изменился.
- Бывало ли, что у вас опускались руки, что-то не получалось?
- Наиболее сложные ситуации складываются, на мой взгляд, когда родители не видят проблему в собственном ребенке и ищут ответственных на стороне, а не в семье.
- Дарья Валерьевна, сегодня дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются вместе со всеми, как вы оцениваете это?
- На мой взгляд, страдает прежде всего сам ребенок с заболеванием. Если в классе 25 детей работают в быстром темпе, а один не может за ними угнаться, он начинает нервничать, возникает неуверенность в себе. Будь классы меньше, тогда можно было бы уделять внимание каждому. Считаю, для адаптации ребенку, находящемуся на домашнем обучении, нужно начинать с одного урока в день, затем одного школьного дня в неделю. Так постепенно к среднему звену он войдет в обычный школьный ритм.
- В старших классах сегодня развита конкурсная система. А какие могут быть достижения у малышей?
- Конкурсов для учеников начальных классов тоже достаточно! Нам нравится в них участвовать, дети с нетерпением ждут следующих. Стараюсь раз в месяц обязательно находить что-нибудь интересное либо в очной форме, либо дистанционное. В крайнем случае придумываем конкурс сами: состязательность в детках заложена, они хотят постоянно себя проявлять и показывать, на что способны.
- Но ведь есть скромницы и скромники…
- У нас нет таких, которые нигде не участвуют. Кто-то силен в счете, кто-то любит читать, кто-то рисует, кто-то занимается спортом. Ученица моего класса в прошлом году заняла второе место в России на конкурсе «Родное слово».
Дарья Валерьевна Гоголева тоже активный участник конкурсов, недавно стала победителем районного тура конкурса «Молодой педагог»-2017 и продолжит профессиональное состязание на городском уровне. Она хорошо поет, эффектно танцует, что позволяет девушке успешно выступать в таких городских конкурсах, как «Уральская невеста», «Королева Екатеринбурга», «Мисс Мегаполис». Помимо ведения своего любимого третьего класса она преподает в школе хореографию и проводит занятия по дефиле. А еще любит поэзию, читает философские книги, побуждающие к размышлениям. Считает чрезвычайно важным формирование экологической культуры, выстраивание гармоничных отношений человека с природой.
В ее личности органично сплетены творческое и практическое начала. Мечты, как считает Дарья Гоголева, нужны для того, чтобы сбываться. С детства она видела себя учителем начальных классов и стала им. С вузовских лет мечтает открыть собственную школу развития для подготовки детей к общеобразовательной школе и, конечно, осуществит задуманное. Когда придет время.

Екатеринбург