​Себя сначала воспитай,
Чтоб не познать бесславья,
Потом другим преподавай
Науку благонравья.
Джами (персидский поэт, философ)


Мог ли великий Сократ стать великим, если бы во время обучения своих слушателей не учился сам? Вряд ли, ведь вся его философия пронизана самопознанием и самовоспитанием. Или достиг бы вершины своей славы Аристотель, не работая над собой ежедневно и ежечасно? Тоже сомнительно. Таких примеров множество. Вполне резонным будет утверждение, что, только работая над собой, постоянно совершенствуя свое мастерство, можно стать тем педагогом, о котором писали А.Макаренко, Л.Толстой и другие заслуженные учителя. К.Ушинский говорил, что педагог живет до тех пор, пока учится, и трудно с ним не согласиться. Урок - это маленькая, но в то же время очень насыщенная жизнь, где сценарий пишет сам преподаватель. От того, как будет написан сценарий и отрежиссированы роли, зависит конечный результат урока. Значит, учитель - творец неповторимого акта, который называется уроком.
Современный мир настолько мобилен и в то же время интересен, что процесс самообучения, саморазвития и творческая деятельность становятся неотъемлемой частью жизни педагога. Здесь вряд ли можно разделять специальность и жизнь в его профессии. Не может педагог воспитывать других, учить чему-то полезному и доброму, а в повседневной жизни пренебрегать теми ценностями, которым обучает. Отсюда следует, что жизнедеятельность педагога - это совокупность постоянных, качественных изменений в его профессиональной карьере и повседневной жизни, направленная на его педагогическое самосовершенствование.
Творчество педагога не может быть обособленным от учеников. По сути, мы всегда становимся начальным звеном в системе «учитель - ученик». Но обратная система «ученик - учитель» становится точкой, к которой мы должны стремиться. Не сможет учитель развиваться, если не учится у своих воспитанников. Можно только представить, каков будет результат взаимодействия, когда мир педагога ежедневно встречается с десятками миров, которые несут его ученики. Только подобная диалектика взаимодействия способна побудить педагога саморазвиваться.
В любом словаре можно увидеть, что история - это наука о прошлом. Да, это так, но это наука и о будущем, и о настоящем. Если учитель будет представлять ученика в виде сосуда, который нужно наполнить знаниями и с легким сердцем выпустить из стен школы, то он ошибается. Нельзя жить только прошлым. А вот когда в ребенке зажигается та самая свеча знаний, о которой говорили мыслители, то история становится предметом жизни, пособием повседневного поведения. Фактически учитель истории формирует будущую личность. Достаточно вспомнить, как в 90-е годы историческую науку лихорадило. Герои стали злодеями и наоборот. Только лишь благодаря тому, что продвинутая педагогическая когорта была направлена на самосовершенствование, на устойчивое формирование мировоззрения, удалось избежать переписывания истории. Удалось вырастить новых героев, как А.Прохоренко, геройски погибшего в Сирии. Можно вспомнить и немецких идеологов нацизма, которые признали, что они проиграли войну советскому учителю. Вот истинное подтверждение того, что педагогика не сухая наука и учитель не простой служащий, отрабатывающий положенное количество уроков, а личность, воспитывающая будущее поколение.
Однажды, когда в 11-м классе мы изучали Первую мировую войну, я, как обычно, готовился к занятию. Тема была «Общество и война». Конечно, в учебнике было достаточно материала, но мне хотелось провести урок, который оставил бы в учениках особое впечатление. Конечно, план урока со всеми вводными был готов, но сделать события войны столетней давности более близкими было моей главной целью. Перебрав различный материал, я остановил свой выбор на фотографиях войны. При этом упор был сделан не на моментах сражения, а на обычных лицах солдат. В течение урока я показывал фотографии столетней давности. Когда пошли первые кадры, ученики еще не воспринимали войну всерьез - она ведь была давно. Но когда фото сменялись одно за другим, в классе воцарилась сострадательная тишина. Ведь 11-й класс - это возраст 17-18 лет, и на фотографиях войны были молодые лица солдат, уставших от войны, с болью в глазах от гибели товарищей, разочарованные лица пленных и раненых. Фактически это были ровесники учеников. Я не давал никаких комментариев и, переключая слайды, услышал: «Подождите, дайте посмотреть на эти лица». Было понятно, что ученики ощущали войну сердцем, нутром. Одна ученица вызвалась подготовить доклад о роли женщин в войне, когда она увидела фото девушек, добровольно ушедших на фронт. Признаться, я и сам не ожидал такого эффекта, но мне было приятно, что мой нестандартный подход к уроку вызвал у учеников неподдельный интерес к событиям вековой давности. Можно ли назвать такой подход творчеством - не знаю, но ощущение от того, что занятие принесло удовольствие и мне, и ученикам, было абсолютным.
Подобное можно сказать об обществознании, где формируется активный гражданин общества, способный выполнять трудные задачи и принимать ответственные решения.
Вполне возможно, что у некоторых педагогов может возникнуть вопрос: где взять время на творчество? Ответ прост: время - сама наша жизнь. Если научимся правильно ее определять, ставить цели и добиваться их, то времени будет предостаточно.
Но это только одна сторона медали. Существует и другая реальность, с которой мы соприкасаемся ежедневно, - наше общество. Совпадают ли те ценности и идеалы, которые провозглашает на уроках учитель, с теми ценностями, которые исповедует общество? Кто сегодня герой нашего времени? Кем заменили героев-космонавтов или полярников-первопроходцев? Можно услышать, что сегодня мы ориентируемся на формирование успешной личности, но нет никакой конкретики, что это за личность. Неужели космонавты, мыслители или ударники-шахтеры были неуспешными людьми? Нет, они были достаточно успешными. В таком случае где эти ориентиры, какую личность должен формировать педагог? Но и при этом вопросе есть вполне ясный ответ: воспитание добросовестной личности. Ведь, несмотря ни на какие исторические бури, такие категории, как честь, совесть, добро и любовь, не исчезнут. Но эти категории не возьмутся из ниоткуда, их ребенку надо прививать. Опять же мы сталкиваемся с тем, что без творческого развития педагога трудно приобщить ученика к этим категориям.
Сегодня в качестве национальной идеи провозглашен патриотизм. Но как его воспитывать? Здесь прежде всего необходимо понимать, что патриотизм выражается не только на поле боя, но и в повседневной жизни. Это прежде всего добросовестный труд каждого человека на своем рабочем месте. Работая во благо своей страны, каждый из нас раскрывает свой патриотический потенциал. В этой связи педагог, работающий над собой, своим примером показывает, как можно служить государству и обществу. Может, у кого-то и возникнет сомнение, что вряд ли такой труд кто-то оценит, но здесь, в педагогической профессии, нельзя искать славы, нужно искать себя. Вот когда найдешь себя, тогда придет и слава, и почет, и уважение. Очень хорошо эта мысль звучит в песне А.Пахмутовой про первый тайм, который уже отыграли. Действительно, не так-то просто найти себя, но легко себя потерять.
Есть ли необходимость перечислять те признаки, которыми должен обладать творчески мотивированный педагог? Вряд ли, так как в каждом человеке есть необходимые для этого начала. В своем мифе о колеснице Платон иллюстрирует возможности познания человека. Без творчества не будет познания - это уже аксиома. В ней два коня и возница. Черный конь - это страсти, которые мешают человеку вести колесницу на гору самосовершенствования, а белый конь ее тащит. Мы можем поспорить с Платоном и сказать, что страсти тоже нужны и в колеснице не хватает третьего коня - творческого начала, которое обратит страсти на пользу человеку. Поэтому мечта, желание и страсть движут человеком в процессе самопознания и саморазвития. Здесь уместны слова великого Конфуция, который сказал: «Занимайтесь любимым делом, и вам не придется работать ни одного дня в жизни». Любимым делом может стать любое, которое обращено на себя и на самореализацию.

Георгий АРДАЗИШВИЛИ, учитель истории и обществознания школы №1280