В 2015 года в Городском психолого-педагогическом центре реализуется проект «Нейропсихология в образовании», основная задача которого - дать образовательным организациям инструмент, который можно использовать на первоначальных этапах помощи детям. Об этом в своем вступительном слове сказала руководитель отдела методической и инновационной деятельности Елена Ушакова. За два года работы проекта специалистами центра было сделано множество эффективных наработок, методов и технологий успешной работы с детьми, которыми они бы хотели поделиться в рамках круглого стола.
Слово взяла эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании Антонина Романова:
- Нейропсихология - это область клинической психологии, которая изучает структуру и организацию психических процессов. В настоящее время нейропсихология распространяется на новые практические области, включая помощь детям с трудностями в обучении.
Руководитель проекта «Нейропсихология в образовании» Ольга Медведкова рассказала о результатах и перспективах нейропсихологических технологий в образовании. Кто же такой нейропсихолог и зачем он нужен? Нейропсихолог - это специалист, который работает с первопричиной трудности. Он проводит обследование ребенка, выясняет, какие звенья высших психических функций развиты у него хорошо, а какие слабо и за счет чего имеются те или иные трудности в обучении. Какие же дети нуждаются в помощи нейропсихолога? В первую очередь это дети, которые стабильно испытывают трудности в обучении, дети с задержкой речевого развития, а также дети, которые стабильно не успевают только по одному предмету (есть трудности в каком-то компоненте деятельности - проблемы с письмом, невнимательность). Также в помощи нейропсихолога нуждаются дети, которые успешны в обучении в ущерб своему здоровью, и одаренные ребята, испытывающие сложности в других видах деятельности. Трудности обучения могут быть связаны как с каким-то определенным предметом (овладение письмом, математикой), так и быть более развернутыми - например, недостатки программирования и контроля действий отражаются на нескольких областях активности.
В чем же заключается задача нейропсихолога при работе с такими детьми? После проведения диагностики создается индивидуальный коррекционно-развивающий план обучения. Нейропсихологу важно взаимодействовать с другими специалистами - учителями-логопедами, педагогами-психологами, учителями, воспитателями - для понимания успехов и неудач ребенка в процессе обучения и дальнейшей успешной корректировки его плана.
Настольные и подвижные игры, игры на внимание и развитие мелкой моторики - целый калейдоскоп игр и упражнений ждал участников мероприятия на трех мастер-классах, организованных после выступления докладчиков круглого стола. Основная задача - предоставить участникам максимум практической информации, которую специалисты смогут использовать в своей практике.
Ведущие мастер-класса «Вижу, слышу, понимаю: как сформировать успешность будущего первоклассника?» доступно и понятно рассказали об универсальных и эффективных нейропсихологических приемах для развития слухового и зрительного внимания у дошкольников и школьников. На мастер-классе «Большая перемена: играя, развиваюсь» специалисты центра представили кейс игр для учителей начальных классов, которые можно использовать на перемене. Наибольшее внимание участников мероприятия привлек мастер-класс «Дислексия: нейропсихологический подход и современные IT-решения»: специалисты не только узнали о возможностях информационных технологий для развития навыков чтения, но и смогли с помощью специального компьютерного приложения создать свою авторскую игру для ее последующей реализации на занятиях с детьми!
Своими впечатлениями от круглого стола и мастер-классов поделилась педагог-психолог школы №1519 Светлана Балукова:
- Хочу поблагодарить Городской психолого-педагогический центр за то, что подняли такую важную тему о пользе внедрения опыта нейропсихологии в образовательные организации. Это направление дает возможность глубже понимать индивидуальность каждого ребенка и искать к его проблемам особый подход.

Жанна СТАРИЦЫНА, пресс-секретарь Городского психолого-педагогического центра