- Татьяна Григорьевна, среди преподавателей LEGO-проектирования чаще можно увидеть учителей младшего и среднего поколения. И было бы очень интересно узнать, как пришли в этот мир вы?
- Предложение вести LEGO-проектирование, сделанное директором нашей школы Еленой Владиславовной Орловой несколько лет назад, было для меня неожиданным.
По первой специальности я... портной мужского костюма. И проработала я по ней не один год. Позже перешла работать в школу пионервожатой, экстерном окончила МПГУ имени В.И.Ленина, получила квалификацию учителя начальных классов. А с 1986 года начала работать учителем труда. И работа эта мне тоже очень нравилась.
Я старалась дать ребятам умения, которые помогли бы им максимально полно реализовывать их творческие замыслы. Что готов исследовать юный техник? То, что ему интересно. Именно интерес погружает его в процесс творчества. И мы старались себя пробовать в самой разной деятельности - и лепили, и выжигали, и выпиливали, и конструировали, знакомились даже со слесарным делом и электромоделированием. Работа с соломкой, аппликации из тополиного пуха, мягкая игрушка - все было. И в школе, и в пионерском лагере Московского государственного университета, где я каждое лето вела кружки. При этом я всегда учила ребят не только осваивать новые навыки, но и использовать на моих занятиях знания и опыт, полученные на других уроках.
Мы работали с бумагой, картоном, тканью, деревом, природным материалом, с конструктором LEGO-техник, с металлом. Много моделировали и изобретали, конструировали различные объекты и механизмы, изучали их технические параметры и строение. Даже участвовали в соревнованиях, например в конкурсе «Я - изобретатель», и не раз добивались победы.
- То есть конструирование как таковое было вам не чуждо?
- Конечно. И LEGO я, конечно, вместе с детьми тоже собирала. Но вот программирование, даже самое простейшее, было для меня совершено новой областью. Мы тогда только начинали осваивать компьютеры, в школе были курсы, но это было скорее пользовательское освоение, да и оно у меня продвигалось не очень гладко. Будучи куратором проектной деятельности в начальной школе, я иногда тратила несколько дней, чтобы «вбить» конкурсные проекты в компьютер.
- А что заставило вас заинтересоваться этой новой областью и освоить ее?
- Главной мотивацией для меня всегда был интерес детей. Использование информационных технологий значительно повышает их творческий потенциал. А творческий потенциал - один из главных компонентов лидерских качеств. Все звенья в цепи развития детей тесно связаны. И педагог должен расти со своими учениками. Так что пришлось браться за дело.
- Что помогало преодолевать трудности?
- Решив ступить на новую для меня дорогу, я действовала точно по тому же алгоритму, по которому мы работали с детьми, когда занимались проектной деятельностью. То есть проанализировала проблему, поразмыслила, кого из знакомых и друзей могу привлечь в качестве экспертов, ведь, работая в вычислительном центре МГУ, я со многими людьми знакомилась, в том числе и с программистами. Да и среди родителей наших ребят было немало людей сведущих. Посмотрела, где и какие проходят мастер-классы, записалась на курсы. Школа, конечно, тоже помогала мне с образованием, постоянно куда-то направляла.
Когда мы работаем с ребятами, я всегда говорю, что они должны ставить перед собой сверхзадачу: сделать такой механизм, который бы не просто двигался, но и приносил пользу людям. Ну а как же в таком случае не ставить сверхзадачи и перед собой? Я считаю, что если ты не растешь вместе со своими учениками, то ты просто перестаешь быть им интересен. Поэтому расти надо. В нашей работе есть «привкус вечности», мы даем нашим ученикам возможность приобрести навыки, которые они будут сохранять на протяжении всей своей жизненной траектории и передавать их своим детям и внукам.
- Уже четвертый год подряд ваши ребята становятся лауреатами фестиваля «РобоФест». А в этом году вы с ними успешно выступили на соревнованиях в Америке. Как удается добиваться таких успехов?
- Работа над проектом для фестиваля начинается задолго до того, как рождается сама модель. Например, в 2016 году, когда главной темой РобоФеста стала утилизация отходов, мы представляли модель завода по переработке пластика. Но прежде чем остановиться на этой идее, просмотрели фильмы про переработку бумаги, стекла, железных и строительных отходов. Думали и о том, чтобы сделать машины для весенней уборки гравийной крошки, и о станции по сортировке мусора. И только обдумав все, сделали свой выбор, решив остановиться на заводе по переработке пластика. А потом вновь принялись за сбор информации, теперь уже по более узкой теме. Узнали о том, какие виды пластика существуют, какие из них подлежат переработке. Один документальный фильм на эту тему пересмотрели раз 15, досконально разглядывая каждый кадр. В итоге ребята так увлеклись, что одной утилизации пластика, точнее пластиковых бутылок, им показалось мало. И решено было построить еще и завод, где пластиковые гранулы будут превращаться в детали нового конструктора LEGO. Каждый из ребят взял на себя определенную «зону»: одни делали мойку для бутылок, поступающих на переработку, другие гранулятор, кто-то собирал транспортерную ленту, а кто-то барабан для очистки. Испытания проводили несколько раз, дорабатывая и усовершенствуя элементы, работающие недостаточно хорошо, лучшие конструктивные решения выбирали голосованием. На РобоФест-2016 от нашей начальной школы вышли сразу две команды - «Умка» и «ЭкоЛегоГрад». Ребята из «Умки» демонстрировали «умную сортировку», от идеи которой им не захотелось отказываться, а команда «ЭкоЛего Град» - завод по переработке пластика. В итоге два диплома - за «Самый интересный и уникальный механизм» и за «Покорение высот в программировании» в категории Junior First Lego.
- А какой проект принес вам успех в Америке?
- Разрабатывать его мы начинали тоже для фестиваля «РобоФест». В этом году фестиваль удивил своих участников необычной, «биологической» темой - «Медоносная пчела. Среда обитания и животные, соседствующие с ней». Признаюсь, что в работе с ней было немало сложных моментов. У нас было много промежуточных разработок, которые мы развивали, тестировали и, если они не стыковались с основной темой, перерабатывали. Как обычно, начали работу с изучения темы, с фильмов о пчелах, с карты понятий. Делали презентации по собранной информации, попробовали сделать несколько механизмов, которые имитировали бы движения пчел. В итоге команда получила на РобоФесте приз в номинации «Самая полезная разработка». И, кроме того, жюри фестиваля выделило нам квоту на поездку в Америку.
- Расскажите немного подробнее о вашей поездке.
- В этом году соревнования чемпионата First Championship Event развернулись в Хьюстоне (штат Техас) и Сент-Луисе (штат Миссури). Мы выступали в Сент-Луисе, соревнуясь в младшей группе First Robotics с 58 командами из разных стран, том числе Германии, Испании, Кореи, Японии и нескольких штатов США. В младшей группе First Robotics Россия участвовала впервые, и тем приятнее успех, которого добились ребята, победив в номинации Amazing movement award («Уникальные механизмы движения в проекте»). Понимая, что едем на международный форум, мы значительно усовершенствовали проект, который представляли на РобоФесте. По условиям чемпионата площадка макета должна быть строго определенного размера. Но мы нашли выход - сделали макет в два этажа, тем самым увеличив его площадь вдвое. Удивительно, но до нас никто этого не делал! Особо хочу отметить то, что ребята сами проводили презентацию проекта на английском языке. Я считаю очень важным, что на чемпионате им удалось не только показать свою работу, но и посмотреть модели, представленные другими командами, в том числе и в более старших группах. Вот только как следует рассмотреть Сент-Луис, увы, не удалось: помешал сильный дождь.
Впрочем, в самом посещаемом туристами месте - у арки «Ворота на Запад» они все же побывали.