Почему в педагоги пошла не сразу? Родители были категорически против. Однако от судьбы не уйдешь. На переломе эпох востребованность специалистов по моей первой специальности стремилась к нулю. Тогда как в школах появилась острая потребность в учителях, которые знают языки программирования и способны научить детей работать на компьютерах. Так я стала учителем информатики и продолжила семейную династию.

О первом уроке
Не скажу, что сильно волновалась перед учительским дебютом. Морально поддержать меня приехали родители, подсказали, как лучше всего подготовиться к первому уроку, какие акценты расставить. Информатика тогда была абсолютно новым предметом для российской школы. Я рассказывала ребятам, какое будущее их ждет: про роботов-помощников, про возможность читать книги в любой библиотеке мира, не выходя из дома, и другие подобные вещи, которые сегодня прочно вошли в нашу жизнь.
Но тогда это казалось фантастикой. В кабинете мы изучали теорию, а практические занятия проходили в передвижном классе - автобусе, оснащенном компьютерами, который курсировал между несколькими соседними школами. Затем наши школы стали оснащаться стационарными компьютерными классами в рамках первого пилотного проекта.

Об учениках
Я в восторге от современных детей. В плане потребления и усвоения материала они отличаются не только от своих родителей, но и от предыдущего поколения учеников. У многих из них «сканирующее» зрение, позволяющее охватывать огромные объемы информации. И делают они это с удовольствием. Глаза горят, на каждом уроке ребята хотят узнать что-то новое. И мы стараемся их не разочаровывать.

О цифровых устройствах
Интернет, конечно, облегчил доступ к дополнительным знаниям. Но мы не злоупотребляем техническими средствами на занятиях. Экзамены, например, ученики сдают даже без калькулятора, хотя обращение к различным умным устройствам не запрещено. Все проходит на полном доверии. Каждый ученик во время решения задач может заглянуть в ответы на задания, которые выкладываются в центре класса. Однако дети нечасто к ним обращаются, так как для каждого важно решить задачу самому. И если я предлагаю им классические варианты решения, то они зачастую находят оригинальные, более короткие пути поиска ответов.

О творческой атмосфере
Создавать творческую атмосферу и воспитывать дух коллективизма здорово помогают настольные игры - «Монополия», «Крокодил», шахматы. Играем группами. И в это время ребята настолько увлекаются процессом, что в спортивном азарте напрочь забывают о мобильных цифровых устройствах.

О достижениях
Конечно, наш новый Новоясеневский корпус лицея «Воробьевы горы» сегодня пока не готов на равных конкурировать с Бауманским лицеем, который «заточен» на подготовку программистов с юных лет. Однако повод для гордости есть и у нас. Это и победители предметных олимпиад разного уровня, и ученики, набирающие высший балл на ГИА, и ребята с высокими показателями ЕГЭ. В этом году мы стали одной из пятнадцати школ Москвы, которые реализуют проект «Яндекс Лицей». Но самое главное - это то, что на уроках информатики дети учатся мыслить самостоятельно и находить собственные варианты решения проблем. И это, пожалуй, гораздо важнее школьных оценок.

О самоподготовке
Чтобы идти в ногу со временем, учителю нужно постоянно учиться самому. Сейчас я получаю второе высшее образование, педагогическое. И тщательно готовлюсь к урокам, на каждом из которых ученики должны узнавать что-то новое. Индикатор востребованности педагога - интерес детей к твоему предмету. Важно, чтобы интересы учащихся и учителей совпадали. Пока нам это удается. И я бы очень расстроилась, если бы узнала, что ребята закричали «Ура!», узнав об отмене занятия или замене урока информатики другим предметом.

О коллегах
У нас в лицее потрясающая атмосфера! Доброжелательность, позитив и творчество, если попытаться описать отношения в коллективе несколькими словами. Мы все приходим на работу с улыбкой. И это касается не только педагогов. Я хотела бы пожелать своим коллегам, чтобы наш творческий потенциал оставался таким же высоким, чтобы по утрам все мы с радостью шли на нашу любимую работу, чтобы наши выпускники были востребованы во взрослой жизни. Во всяком случае, мы для этого приложим все усилия, в том числе реализуя проект «Московская электронная школа».
С профессиональным праздником, коллеги!

Ольга МЕЩЕРЯКОВА, учитель информатики корпуса общего образования лицея «Воробьевы горы»