​Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Гоголь

Однажды на уроке музыки в одном из шестых классов я разучивал с учениками песню «Журчат ручьи», одна из учениц во время исполнения знаменитого припева этой песни - «журчат ручьи, слепят лучи...» решила пошалить и тонким голосом начала подпевать что-то похожее на подголосок. Это нельзя было оставить без внимания, я тут же предложил ей  исполнять подголосок в тех местах, где она пыталась это делать, и показал, как это сделать правильно. Получилось весьма привлекательно. Так мне удалось идею разрушительную превратить в созидательную. На музыкальных занятиях в дошкольном отделении всегда стоит творческая атмосфера - дети с большим удовольствием вовлекаются в различные виды творческой деятельности: поют, танцуют, участвуют в инсценировках, читают стихи, играют на элементарных детских музыкальных инструментах. Процесс подготовки различных праздников в дошкольном отделении увлекает всех, в него с удовольствием включаются воспитатели, дети и родители, а иногда еще и профессиональные актеры. Например, когда мы готовили праздник к 8 Марта, мы выучили «Вальс для мам», на репетициях дети танцевали в парах друг с другом, а на празднике должны были пригласить на танец своих мам. Мамам перед праздником были показаны движения, и они не растерялись, когда дети в финале праздника пригласили их на танец.
Часто в нашей работе бывают ситуации, требующие сиюминутного творческого решения. На одном из уроков музыки в первом классе мы с ребятами изучали тему «Песня, танец и марш зовут нас в путешествие». Начался урок, мы только начали погружаться в содержание темы, как раздался звонок служебного телефона и меня предупредили о том, что к нам на урок зайдет сотрудник ГИБДД и проведет беседу о правилах дорожного движения. Я тут же спросил у ребят: какие правила нужно знать и соблюдать в путешествиях? Многие из них ответили - правила дорожного движения, и в этот момент зашел сотрудник ГИБДД и провел с ними беседу о важности соблюдения правил дорожного движения. Дети были в восторге от того, что специально для них, как им показалось, с боевого дежурства приехал настоящий полицейский.
Как-то раз на одной из перемен ко мне в класс вбежала одна из барышень, учащихся в третьем классе. Барышня прямо с порога спросила, можно ли поиграть на пианино. Я знал, что она не умеет играть на фортепиано, но отказать не мог, мне было интересно, что же будет дальше. Она некоторое время безуспешно пыталась найти определенную клавишу, с которой хотела начать «пленять своим искусством свет...». Потом не выдержала и попросила помощи у меня.
- Где у вас здесь «до»? - спросила она.
Я показал ей нужную клавишу. От нее она быстро сыграла небольшой мотив, затем она попыталась повторить его, но у нее ничего не получилось.
- Так нечестно! У вас клавиши какие-то странные! - промолвила она, слегка обидевшись и разозлившись на инструмент и на меня.
Я решил помочь юной пианистке получить удовольствие от игры на этих «странных клавишах». Учась в третьем классе, она уже имела некоторое представление о простейших музыкальных формах. Для нашего совместного шедевра мы выбрали форму периода повторного строения. Она сыграла свой мотив, который, как потом выяснилось, она выучила, будучи в гостях у своей подружки, которая училась в музыкальной школе. Затем я сочинил к нему продолжение, а потом попросил барышню сыграть ее мотивчик, но изменить в нем несколько последних звуков. Всю мелодию ей удалось запомнить, в результате совместного творчества у нас родилось маленькое музыкальное произведение, которое мы исполнили в четыре руки на тех самых «странных клавишах».
- Ну что, клавиши-то оказались нормальные? - поинтересовался я у нее.
- Да! - с восторгом ответила она мне. - Можно я еще как-нибудь к вам забегу и мы что-нибудь подобное сочиним?
- Забегай, - сказал ей я, внушив ей надежду на дальнейшее творческое сотрудничество.
Эта ситуация напомнила мне слова Марины Цветаевой о том, что «творчество - общее дело, творимое уединенными». Эта ситуация является подтверждением того, что творчество требует смелости и не надо бояться делать то, чего ты никогда не делал. Надо верить в успех, и он непременно к тебе придет.
В своей работе мне иногда приходится обращаться к такому виду творчества, как сочинение музыки. Это очень увлекательный процесс, особенно если музыку надо написать на текст, да еще и в кратчайшие сроки. Однажды ко мне пришли ребята, которые готовили праздник Последнего звонка. У них были стихи об окончании школьной жизни, которые написал кто-то из родителей выпускников. Ребята попросили меня сочинить музыку на эти стихи, выразив пожелание, чтобы музыка была трогательной, чтобы пробивала зрителей на слезу. Я пообещал ребятам написать музыку на их стихи уже к завтрашнему дню. На следующий день состоялось премьерное исполнение, песня очень понравилась ребятам, и они с удовольствием ее разучили и исполнили на празднике Последнего звонка. Не так давно проходил конкурс, на который надо было представить оригинальный исследовательский проект на тему бережного отношения к природе и эффективного использования вещей, отслуживших свой век. Учащиеся начальных классов совместно со своей учительницей готовили проект на эту тему, а презентацию проекта решили сделать в форме песни, призывающей беречь природу и окружающий нас мир. Учительница написала текст, мне было поручено написать музыку. Так благодаря творческому союзу учителей и их учеников родилась «Экологическая песенка», которая по своей стилистике оказалась близка к песням В.Шаинского и А.Островского.
А.П.Чехов говорил - «Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют». Мы учителя, люди чрезвычайно счастливые, потому что подобное творческое наслаждение можем испытывать очень часто, такая у нас работа.
«Кто не использует свои таланты для обучения и воспитания других, тот либо плохой, либо ограниченный человек», - говорил когда-то Г.Лихтенберг, а Н.Островский считал, что «творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд».
Так что труд учителя - это прекрасная, необычайно тяжелая, но при этом изумительно радостная работа, в которой всегда есть место творчеству и которая без него невозможна. В заключение хочу пожелать всем своим коллегам сил, здоровья и творчества во всем его многообразии.

Сергей ЖУКОВ, учитель музыки школы №1280