​Речь - это показатель ума.
Сенека

На мой взгляд, сложно переоценить актуальность и важность этих дискуссий. Не секрет, что современный язык, на котором говорят наши дети, изобилует различными сленговыми включениями и иногда ненормативной лексикой.
На научном языке мы можем охарактеризовать эту проблему как некие особенности использования языковых средств в речи современных подростков. А что за этим стоит?
Мы наблюдаем, что с годами этих включений становится все больше и больше. Взрослые частенько жалуются, что перестают понимать своих детей, родителям сложно найти общий язык с детьми, учителям - с учениками.
Да, глупо было бы спорить с тем, что язык детского телевидения должен быть нескучным и особым в разных жанрах. А речевое поведение должно быть прежде всего естественным. Но что такое естественный язык сегодня? Это огромное количество заимствований из английского языка, много сленговых выражений и, что особенно удручает, все больше и больше мата. И тут возникает вопрос, что в данной ситуации приемлемо, а с чем нам пора бороться.
Когда в молодежной передаче мы слышим: «Крокодил Гена диаложит с Чебурашкой» или «крейзи пипл», «афтепати» - иногда это даже забавно. Но, к сожалению, все чаще в речи наших детей звучит и нецензурная лексика. С этим однозначно нужно бороться. Поскольку данное поведение не просто демонстрирует отступление от системы норм и правил, но и формирует определенные традиции, определенный уклад жизни. Вначале подростком движет желание влиться в компанию, показать, что ты «свой». Затем это становится нормой, и создается впечатление, что чем больше ты используешь сленга и мата, тем круче ты сам и все, что ты делаешь. Создается ложный шаблон, молодые люди отождествляют свою речь и поведение с понятиями свободы и демократии, воспринимая демократию как вседозволенность и несоблюдение моральных норм и принципов. А это уже страшно, потому что в принципе неправильно и портит нашу жизнь изнутри. Мы сами начинаем позволять себе больше, чем должно. Мы забываем о том, что свобода одного человека махать руками заканчивается там, где начинается нос другого. Мы считаем возможным быть грубыми, не сдерживать своих эмоций, обижать окружающих людей. Недавно я стала свидетелем странной сцены: девушка, решив, что она спешит больше всех остальных, пробирается вперед, не обращая внимания на замечания людей из очереди. Когда дама в годах не выдержала и возмутилась: «Такая молодая, а уже хамка», она ответила: «Я не хамка, я с активной жизненной позицией!»
Возможно, это и есть основная проблема - происходит подмена терминов в нашем сознании. Молодежь начинает думать, что хамство, ненормативная лексика и грубость - это есть активная жизненная позиция. Затем эти молодые люди становятся родителями и разговаривают со своими детьми на привычном им языке. Как будут говорить их дети? Так же. Отсюда вытекает следующий вопрос: кто может остановить эту цепочку передачи неправильного кода следующим поколениям? Сами наши дети? Маловероятно. Смею предположить, что это могут сделать люди, у которых есть авторитет среди молодежи, люди, которым доверяют и которым подражают, - учителя.
Задачи формирования информационного пространства для детей и подростков сложны и многогранны. Очевидно, имеет смысл объединить усилия семьи, школы, журналистов и психологов в целях оздоровления языка и создания современной информационно-коммуникативной среды.
Есть мнение, и оно тоже прозвучало на конференции, что мат и сленг неистребимы: «Практически все подростки проходят стадию, когда они активно употребляют мат. Не только подростки, но и взрослые, находясь в крайней степени возбуждения, естественно для себя и часто не замечая этого, переходят на мат. Это буквально в генах русского народа». Хочу обратиться ко всем педагогам, журналистам, психологам и родителям: и все-таки давайте попытаемся сделать самые простые шаги, для того чтобы истребить неистребимое и наполнить жизнь наших детей настоящими ценностями и красивым языком.