В условиях дошкольного образования наиболее перспективными, на наш взгляд, являются художественные или арт-проекты, близкие полихудожественной природе ребенка-дошкольника, в ходе которых в результате целенаправленных и согласованных педагогических воздействий осуществляется взаимодействие различных видов искусства и художественно-творческой деятельности детей.
Эти проекты направлены на то, чтобы открывать ребенку не только внешнесюжетные, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, учить его «видеть музыку» и «слышать живопись».  Воспитывая  умение «видеть» и «слышать», искусство создает предпосылки для расширения и углубления у детей представлений об окружающем мире.  Арт-проекты  оказывают значительное влияние на психическое развитие дошкольников - эмоции  и чувства, мышление, воображение,  формируя у детей гармонию сенсорной культуры. Проектная деятельность, в частности арт-проекты, получила широкое распространение в группах школы №117.  
Необходимо отметить, что арт-проект как явление культуры во многом развивается по законам драматургии и имеет общие черты с драматургией театральной и музыкальной, понимаемой как последовательность этапов раскрытия драматургического замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). Музыкальная драматургия подразумевает также возможность наличия в произведении вступительного этапа, или вступления, в котором находят отражение темы и образы сочинения. Такое же вступление может предварять и арт-проект.
Руководство проектной деятельностью, в частности арт-проектами, предполагает четкое планирование проекта, выделение его основных этапов.

Вступление
На этом этапе руководство и педагоги дошкольного учреждения с участием родителей выбирают тему проекта, обсуждают цели, задачи, формы и методы его реализации, разделяют обязанности, находят точки соприкосновения в содержании работы всех его участников.

Экспозиция
На этом этапе проводится цикл занятий с детьми, посвященных восприятию содержания проекта в различных видах искусства (музыке, изобразительном искусстве, художественной литературе, театре).  На этом же этапе проводятся циклы однонаправленных обучающих занятий, которые в дальнейшем  являются основой для различных видов детского творчества (изобразительного, музыкально-двигательного, театрального).  

Завязка
Этот этап обязательно включает в себя подготовку и проведение культурного события (например, концерта в ДОУ, посещения музыкального театра, музея), которое активизирует интерес детей, наполняет их восприятие новыми красками. Это же культурное событие является по существу и первой кульминацией, точкой высокого эмоционального градуса в восприятии дошкольников, их родителей и педагогов.
Развитие
Активное переживание содержания проекта через творчество детей, отражение накопленных впечатлений в различных видах детского творчества.  В творческую деятельность, как правило, активно включаются и родители, и педагоги дошкольного учреждения.

Развязка
Яркое культурное событие, главными участниками которого являются дети (музыкальный спектакль, фольклорный праздник, досуг, музыкальная гостиная). Этот творческий итог одновременно является еще одной кульминацией проекта, поскольку в нем дети передают все чувства, переживания, реализуют творческие способности в различных видах творчества.
На всех этапах проектов в их реализации активное участие принимают руководство, педагоги и родители дошкольного учреждения.
Так, например, в процессе реализации арт-проекта «Образы детства в музыке  П.И.Чайковского»  на этапе вступления  руководство и педагоги дошкольного учреждения разработали дорожную карту и основные мероприятия проекта;  на втором этапе провели с детьми однонаправленные занятия по слушанию музыки, включающие ознакомление дошкольников с произведениями П.И.Чайковского (балетом «Щелкунчик», фортепианным циклом «Детский альбом»); занятия по изобразительной деятельности детей, обеспечивающие подготовку дошкольников к воплощению в рисунках музыкальных образов; речевые занятия (работа над выразительностью чтения стихотворений).  
На третьем этапе дети, педагоги и родители  посетили музыкальный театр (балетный спектакль «Щелкунчик»).   На этом же этапе в ДО был проведен концерт педагогов ДШИ им. Ф.Шуберта «Юбилею  П.И.Чайковского посвящается».
Четвертый этап включал живописно-музыкальный вернисаж детских рисунков «Вальс снежных хлопьев» и выставку творческих работ детей, родителей и педагогов по мотивам балета «Щелкунчик».
На пятом этапе совместно с учащимися Детской школы искусств им. Ф.Шуберта была проведена музыкальная гостиная «Образы детства в музыке Чайковского»,  которая явилась одновременно и яркой кульминацией, и завершением проекта.
Если продолжить сравнение динамики развития арт-проекта с законами драматургии,  то становится очевидным, что арт-проект не содержит конфликта - основы драматургии театральной или музыкальной. Вместе с тем содержание арт-проекта - необычное, интересное, увлекающее и детей, и взрослых служит тем катализатором, который является движущей силой действия. По мере развития проекта мотивация к изучению материала, погружению в его содержание возрастает у детей, педагогов и родителей, вызывает у всех его участников мощный подъем творческих сил и возможностей. Так, например, большой интерес вызвало у  всех  его участников  необычное содержание арт-проекта «Путешествие в прошлое». В рамках проекта дети узнавали о том, как люди жили в прошлом; о старинной музыке и ярких фрагментах биографий  В.А.Моцарта,  Й.Гайдна,       А.Вивальди; о старинных инструментах (клавесин, лютня).
 Цикл занятий по восприятию искусства (10-12) включал в себя  ознакомление с двумя старинными танцами XIII века в исполнении ансамбля М.Пекарского, лютневой музыкой XV века в исполнении Ш.Каллоша, «Симфонией при свечах» Й.Гайдна. Получить представление о костюмах и интерьерах прошлых эпох детям помогли просмотры фрагментов DVD   к программе «Синтез», которые включали видеозаписи исполнения старинной музыки в залах Эрмитажа.  Дети слушали и смотрели видеозапись, где чередовались показ картины Микеланджело  да  Караваджо «Лютнист» и  то, как Шандор Каллош играл на старинной лютне. Большое впечатление произвели на детей и хореографические композиции на музыку В.А.Моцарта и Ф.Шуберта в роскошных дворцовых интерьерах.
На занятиях дети узнали о жанрах старинной музыки: камерном изящном менуэте  и  симфонии. Знакомство с менуэтом включало в себя рассказ об истории этого танца, рассматривание гравюры  А. Дюкло «Бал», картин  Н.Ланкре «Портрет танцовщицы Камарго»,  Д. Левицкого «Портрет Нелидовой», Б.Кустодиева «Дети в старинных костюмах» и др.  Яркое впечатление произвело на дошкольников то, как танцевали менуэт дети, воспитанники училища им. Вагановой. В рамках проекта дети посетили дворцово-парковый ансамбль «Царицыно». Торжественной кодой, завершившей арт-проект, был проведенный в ДОУ «Бал при свечах».
Тематика арт-проектов может быть различной, например: «Сказка в музыке», «Путешествие в прошлое», «Разные краски осени», «Русские народные образы».   Главное, чтобы их содержание было ярким, увлекательным и в то же время доступным дошкольникам.  
Арт-проекты могут быть непродолжительными и лонгитюдными (длительными). Непродолжительные арт-проекты ограничены  определенными временными рамками (как правило, не более двух-трех месяцев). Они могут быть самодостаточными  или  приуроченными  к какой-либо памятной дате, юбилею того или иного композитора. Так, арт-проект «Образы детства в музыке П.И.Чайковского» был приурочен к 175-летнему юбилею со дня рождения этого великого русского композитора; арт-проект «Колокольная Русь» связан со 100-летием со дня рождения Г.В.Свиридова.
Лонгитюдные арт-проекты рассчитаны на длительный период времени.  Так,  арт-проект «Сказка в музыке»  проводится  во  всех возрастных  группах детского сада, но на разном содержательном материале (например, с детьми  6-го года жизни - подпроект «Сказка о царе Салтане»; с детьми 7-го года жизни - «Щелкунчик»).
Арт-проекты обязательно предусматривают организацию посещений концертов, музыкального театра, музеев.  Эти проекты могут с успехом реализоваться не только в столице, но и в других крупных городах, которые по понятным причинам обладают большими возможностями для проведения культурного досуга. Расширение культурного пространства детей возможно и  в маленьком городе или поселке, которые, как правило, имеют музыкальную школу или школу искусств, краеведческий или какой-либо другой  музей художественного направления, дом культуры. Важно, чтобы педагоги ДОУ наладили творческие контакты с представителями этих учреждений культуры и вместе с ними продумали тематику и содержание будущих арт-проектов. Отдельные совместные мероприятия могут быть проведены не только в ДОУ, но и в музыкальной школе, дворце культуры или, например, в парке.
Проекты очень продуктивны и для педагогов, поскольку позволяют повысить уровень их  профессиональной компетентности по той или иной проблеме, наладить партнерские отношения с воспитанниками и их родителями. Так, арт-проект «Образы детства в музыке Чайковского»  увлек всех: и детей, и педагогов, и родителей. Педагоги продумали оформление групп так, чтобы сказка окружала детей и в группе.  Воспитатели создали дизайн-проекты «Сказка на окошке». Проект вдохновил детей и родителей на создание творческих работ по мотивам балета «Щелкунчик». Фантазия ее участников была изумительной:  Щелкунчиков и Мышиных Королей  делали из бумаги, коробок, вязали на спицах и др. Эта работа доставила удовольствие и детям, и взрослым (в ней принимали активное участие  не только родители, но и бабушки, и дедушки).  Эти работы затем экспонировались на выставке, которая была приурочена к музыкальной гостиной.  
По мнению всех участников педагогического процесса, арт-проекты делают жизнь детского сада более одухотворенной и гармоничной.

Татьяна РУБАН, педагог-организатор школы №117, кандидат педагогических наук, музыковед