Я учитель литературы и хочу делиться со своими учениками радостью открытий, встречей с живым искусством. Более чем двадцатилетний опыт совместных походов в театр убеждает меня, что впечатления от хорошего спектакля мало с чем могут сравниться в опыте современного подростка.
Если говорить рационально, спектакли могут быть дополнением к программному материалу, и, возможно, они станут тропинкой к книге. На мой взгляд, театр интересен еще и возможностью сравнения различных постановок, и такая интеллектуальная работа, основанная на собственном зрительском опыте, поможет ребенку развить в себе критическое мышление и умение отстаивать собственную точку зрения. Наконец, спектакль может быть самоценен и рассмотрен как произведение театрального искусства - искусства древнего и современного, сочетающего традиции и новые решения.
Важно, что театр меняется со временем, ищет новые формы, пытается стать ближе к зрителю, сделать его активным участником чуда преображения. Так родилась идея соединить спектакль с учебным процессом непосредственно, прямо в пространстве театра.
Для реализации этого замысла команда из актеров, режиссера, администратора театра, нескольких учителей школы №7 (в лице Татьяны Михайловны Архангельской, Марии Игоревны Луговой, Анны Николаевны Новиковой) и сочувствующих выпускников создала достаточно необычный проект - «Интеллектуальный марафон по поэме М.Ю.Лермонтова «Демон».

Печальный демон, дух изгнанья...
Молодой режиссер Наталья Бухальцева, ученица Валерия Беляковича, сплела воедино тексты разных редакций лермонтовской поэмы и поставила в арт-кафе одного из столичных театров потрясающий по эмоциональному накалу спектакль. Небольшое замкнутое пространство заставляет 70 зрителей в течение 50 минут с замиранием сердца следить за разворачивающимся действием, слышать не только слова, но и дыхание актеров, чувствовать мимолетное движение их тел и душ. Тонкую, трепетную княжну Тамару, разрываемую искушением и внутренним конфликтом, играет потрясающе харизматичная Любовь Ярлыкова; прекрасный Ангел, минутами становящийся Демоном (так тесно переплетаются порой Добро и Зло в нашей жизни) воплощен с необычайной силой и убедительностью Еленой Шестовской; настоящий восточный мудрец на сцене и в жизни Фарид Тагиев создал такого Демона, который одновременно притягивает и отталкивает, вызывает отвращение и сострадание. Трио актеров создает такой сложный клубок страстных взаимоотношений, скрепляемых костюмами-декорациями (границы их стерты), что зритель буквально оказывается в вихревом энергетическом потоке, которому нельзя не подчиниться.

Театр уж полон... Или урок в театре
Задавшись целью не просто привести на спектакль учеников, но сделать эту встречу с театром и с лермонтовским миром максимально обогащающей эмоционально и интеллектуально, мы искали решение ряда задач.
Творчество Лермонтова широко представлено в школе, однако поэма «Демон» не входит в круг обязательного чтения и довольно сложна в восприятии. Скорее всего, большинство участников либо вовсе не будут знакомы с поэмой, либо прочтут ее, но в силу неоднозначности трактовки данного произведения, характерной для романтического произведения, будут иметь довольно поверхностное сюжетное представление. Как помочь ребятам максимально освоить сложный текст?
Мы разработали поисковые задания в формате квеста с заполнением индивидуального маршрутного листа. Подготовленные материалы не позволяют найти информацию простым поиском в Интернете, они требуют изучения предложенных текстов, иллюстраций, видеофрагментов, карт. Так, ребята узнают о принципах романтизма, предопределяющих отсутствие деления героев на положительных и отрицательных, а также о четкой авторской позиции, кавказском происхождении поэмы, о ее легендарной основе, популярности сюжета в русской и мировой культуре, обусловленной его неоднозначностью и загадочностью, опыте постановок в театрах разных типов. Все это позволяет максимально обострить восприятие спектакля, который, конечно, является кульминацией мероприятия. Но как осмыслить увиденное, не растеряв ощущений?
После спектакля мы помогаем зрителям перейти из эмоционального плана восприятия в чувственно-рациональный, визуализировать и облечь в слова первичные впечатления, что важно для их сохранения в сознании подростков. Используются три взаимосвязанные формы: викторина по тексту поэмы еще раз обращает участников к прозвучавшему тексту; творческое задание, представляемое на суд актеров - участников спектакля, будет связующим звеном для общения зрителей с актерами; встреча и живое общение с исполнителями дадут возможность участникам получить ответы на появившиеся вопросы и станут хорошей финальной нотой мероприятия.

Ну что сказать вам, москвичи, на прощанье?
Разработанный для моих учащихся урок-спектакль вызвал интерес и в театре (актеры и режиссер отметили, что получили необычный опыт, увидели и услышали своего зрителя, удивились ему), и в зрительской аудитории. Мероприятие стало периодически повторяться в арт-кафе Театра на Юго-Западе и заняло свою особую нишу в репертуаре. В прошлом сезоне интеллектуальный марафон проводился 4 раза с разным составом участников: группы классов, семейные детско-взрослые команды, смешанная аудитория. Неизменными каждый раз оставались особый настрой доверительного, открытого общения, не раз высказанный интерес к столь необычному формату и готовность участвовать в следующих проектах, планы на которые мы строим вместе с театром.
А пока интеллектуальный марафон собирает новых участников! Ближайшая встреча - 19 ноября! Пользуясь случаем, хочется сказать, что мы ждем вас в Театре на Юго-Западе.

Татьяна АРХАНГЕЛЬСКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №7