В свою очередь для представителей средств массовой информации данный факт - повод для вопроса. Как ученый оказался у школьной доски? В нашем случае спрашивать об этом Ивана Алексеевича не требуется. Он сам попытался объяснить, как пришел и как остался в школе, в своем конкурсном эссе на тему «Человек, благодаря которому я стал учителем». Насколько хорошо Ивану Смирнову удалось раскрыть тему и выполнить задание, вы можете оценить, заглянув на его страницу на официальном сайте «Учитель года России». Я же хочу обратить внимание лишь на два факта из сочинения. Судьба сложилась так, что после защиты диссертации Иван Алексеевич по чисто техническим причинам оставил свои полставки на научной кафедре и полностью перешел в школу. Счастливый случай. И вот еще один, казалось бы, несчастливый: в шестом классе школьник Иван взялся рассказать у доски о делении клетки и услышал: «Садись, «два»! Мы этого не проходили». Такая оценка могла у кого угодно отбить любовь к биологии. К счастью, со Смирновым этого не произошло. Возможна ли подобная фраза на уроке самого Ивана Алексеевича? Смею предположить, невозможна. В первую очередь потому, что он растит из своих учеников исследователей, которые приносят в класс, на урок множество вопросов, фактов, материалов, которых нет в учебниках, которые не проходили и, возможно, не собирались проходить в рамках школьной программы.
Во втором туре финала «Учителя года России» на своем мастер-классе, названном поэтически «Я спросил у ясеня, или Что бы рассказали нам растения, если бы мы могли их услышать?» Иван Алексеевич как раз и показывал, каким образом он превращает изучение сухих фактов, терминов, научных феноменов в увлекательное действо. «Надо, чтобы все новое, что появляется в реальной жизни, нашло свой отклик в уроке, который мы строим, как живую систему. И в этом плане каждый из нас исследователь. А исследовать - это видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто!» Так звучит девиз педагога, который он последовательно воплощает в своей профессиональной деятельности. Ну а если выражать педагогическое кредо поэтически, придет на помощь Федор Тютчев:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Свои педагогические принципы Иван Алексеевич блестяще реализовал на конкурсном уроке во время всероссийского финала. Десятый класс. Тема «Методы биологических исследований в решении практических задач». Начало интригующее. Все знают о Красной книге, даже о черных страницах этого сборника детям известно. А что такое Черная книга? Старшеклассники удивлены. Ответ дается тут же: в эту книгу включаются виды, которые никогда не встречались в данном регионе, а теперь вдруг появились. Адвентивные, или, по-простому, вселенцы. Интересно? Да! К тому же учитель предлагает изучить одного такого вселенца, который живет в Черном море, здесь, дома, рядом. И создать Черную книгу Черного моря, используя настоящие научные методы. То есть стать на 45 минут учеными. Если кто-то робел от такой перспективы, скоро он понял, что это вовсе не страшно. Иван Алексеевич не мучает школьников терминами и определениями. Даже водоросль, поселившуюся в море и угрожающую экономике региона (из-за нее возможно сокращение улова), он только в начале урока назвал полным именем Bonnemaisonia hamifera Hariot и не заставлял повторять его учеников (однако название оставалось на доске и в рабочих листах). Логические предположения о том, какое дурное воздействие на состояние экосистемы Черного моря может оказать чужестранка, принимались любые. Однако не все стали гипотезами. Не из-за вредности учителя. Здесь же, на доске, четкие признаки гипотезы. Работать легко и приятно.
И методы исследования вовсе не страшная штука. На столах образцы этой самой труднопроизносимой водоросли в сухом виде, любопытно рассмотреть в лупу: какая она? А называется этот метод «наблюдение». Учимся делать записи, зарисовывать. Как страшный секрет между своими звучит научный принцип: «Не записано - не наблюдалось». Метод сравнения - показываем на карте, где встречается водоросль. Достаем миниатюрные весы и взвешиваем образцы, затем вычисляем общий вес биомассы, этот метод называется «измерение». Дальше само важное - ребята предполагают, что же будет с морем, где растет чужестранка, строят логическую модель и занимаются моделированием. Так они приближаются к самому серьезному - научному эксперименту! Ну где еще будет возможность не только узнать о научных методах, но своими руками их «пощупать»?!
Традиционно в конце конкурсного урока конкурсант делает самоанализ только что проведенного занятия. Хочется процитировать запись самоанализа Ивана Алексеевича Смирнова как образец жанра:
«Идея этого урока возникла у меня на грани теории и практики. Мне часто казалось, что школьная биология к настоящей жизни не имеет непосредственного отношения. Всегда был вопрос: а где учить методам исследования? При решении реальных задач. Идея возникла, когда в прошлом году со школьниками мы нашли новый вид водоросли в Черном море и в этом году увидели, какое влияние его распространение оказывает на морские экосистемы. Тема мне очень нравится, потому что она позволяет на практике показать, что такое естественно-научное образование, основанное на исследовании. В рамках урока постарались смоделировать некоторые элементы исследования. Поговорили о том, что такое гипотеза. Хотелось показать, что не любое предположение - это гипотеза. Далее определяли параметры, которые нужно изучить, фиксировали результаты, для фиксации использовали книгу. В процессе работы вышли на новые вопросы. Очень хотелось перейти от исследования к проектированию. От констатации факта (все плохо) к ответу на вопрос «Можно ли с этим что-то сделать?». Можно выйти на возможный экологический проект в рамках внеклассной работы - это то, что я дал в качестве домашнего задания. Попробовать минимизировать этот риск. Важно показать, что биология - это не сухой учебник. Я специально подбирал материалы из этого региона. В Москве я бы, наверное, рассказывал про борщевик. А здесь свое. Новые вселенцы будут менять морские экосистемы. Я очень доволен тем, как ребята реагировали. Это общеобразовательный класс. Мне было с ними интересно работать, они помогали мне, давали ценные советы».
Есть уроки и мастер-классы, которые входят в золотую коллекцию конкурса «Учитель года России», их смотрят и пересматривают следующие поколения конкурсантов. Несомненно, в эту коллекцию войдут записи финальных испытаний московского биолога Ивана Смирнова.

Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы:
- Это большое событие для Москвы - мегаполиса знаний, в котором со школой связана жизнь почти каждой семьи. Но прежде всего это профессиональный праздник педагогов - умных, талантливых и душевных людей, настоящих энтузиастов, посвятивших себя обучению и воспитанию юных москвичей.
Главный результат вашей работы - счастливые дети и образованное поколение. А главная задача Правительства Москвы - делать все необходимое для комфортного труда и отдыха учителей, дальнейшего повышения их социального статуса.
Мы стремимся освободить педагогов от излишней бумажной работы и дать больше возможностей для творчества и живого общения с детьми. Нам важно, чтобы вы с радостью переступали порог школы и в хорошем настроении возвращались к своим родным и близким. Чтобы в вашем доме всегда были мир, уют и достаток.
Дорогие московские учителя, вас любят ученики, вам говорят искреннее спасибо родители, вами гордится столица. Вы самые мудрые и добрые педагоги на свете.
Желаю вам крепкого здоровья, благополучия, новых успехов на благо Москвы и москвичей!

Исаак КАЛИНА, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы:
- У нас большой профессиональный праздник. Поздравляю вас с Днем учителя!
Многолетний личный учительский опыт позволяет мне выразить уверенность - именно благодаря вашей работе московские ученики добиваются выдающихся результатов на всероссийских и международных олимпиадах, чемпионатах профессионального мастерства, на едином государственном экзамене.
Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что московское образование занимает ведущие позиции в мире и вызывает интерес у всей страны. Быть частью такого сильного результативного педагогического коллектива - большая честь и большая ответственность. Хочу поблагодарить вас за ваш ежедневный труд и усердие, за то, что мы вместе создаем будущее нашего города.
Сегодня мир сильно изменился, и школа изменилась - она стала технологичной, открытой, но ежедневно перед нами встают новые задачи, сегодня нам самим зачастую приходится учиться не меньше, чем нашим детям. Но это дает и новые силы встречать перемены, которые всегда к лучшему, если ты к ним готов.
Сегодня город создает все необходимые условия, для того чтобы помогать каждому московскому учителю проявлять и развивать себя. И я рад и благодарен за то, что в нашем большом московском педагогическом коллективе работают сильные и смелые учителя, которые стремительно осваивают технологии и меняют мир вокруг себя.
С праздником, дорогие друзья!

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)