Эта уникальность - в многолетних богатых традициях и высоком качестве образования, которое школы МСД стабильно сохраняют на протяжении многих десятилетий. Практически все школы нашего межрайона уже перешагнули полувековой рубеж, а некоторые, например такие как школа №7, некогда располагавшаяся в Казанском переулке близ Арбата, отметили даже столетний юбилей. Когда-то, в конце 50-х, вслед за любимой школой в новый, еще только строившийся тогда Ломоносовский район перебрались многие педагоги и ученики, которые привнесли ее добрый дух в новые стены. И подобных школ у нас в межрайоне не мало. Верность традициям, стремление, меняясь вместе со временем, сохранять духовные ценности, выработанные поколениями педагогов и учеников, и сегодня остается главным лейтмотивом развития всех наших школ. Даже те из них, что в 50-е были новостройками, сегодня воспитывают уже третье, а то и четвертое поколение: бывшие ученики, приводящие в родную школу детей, а теперь уже и внуков, в нашем межрайоне тоже не редкость. Чтобы учить детей в «своей» школе, люди порою готовы ездить из другого района столицы, даже из Подмосковья. И эта верность выпускников ко многому нас обязывает.
Не меньше обязывает и окружение, в котором растут наши дети и работают наши учителя. Наверное, ни в одном другом районе нет такого сосредоточения крупных вузов, как на Юго-Западе. И практически все они стали партнерами и верными соратниками наших школ. Многие годы дружбы связывают нас с МГУ имени М.В.Ломоносова, НИТУ МИСиС, Московским государственным техническим университетом МИРЭА, Российским университетом дружбы народов, Государственным университетом нефти и газа им. И.М.Губкина, РАНХиГС, которые также обосновались на юго-западе столицы.
Наших старшеклассников не удивишь учебным днем, когда вместо родной школы они оправляются на занятия в институт, университет или партнерскую организацию. У ребят есть все возможности для дополнительного образования и в «школах юных», и в самых разнообразных кружках и секциях, которые можно найти в знаменитом Дворце пионеров на Воробьевых горах.
Чтобы не обмануть надежд наших выпускников, доверяющих нам собственных детей, чтобы ни в чем не уступать вузам, которые готовы уже со школьной скамьи готовить наших учеников к будущей студенческой жизни, помогать им с выбором жизненной дороги, нужно все время находиться в гуще всех перемен, которые несет с собою время, быть в курсе всего нового, что происходит в стране, в мире и в образовании. И, похоже, образовательным учреждениям нашего межрайона это удается!
За прошедший год педагоги подавляющего большинства образовательных учреждений МСД (лицей «Вторая школа», школа №7, гимназия №45, школа №117, школа №118, школа №192, школа №199, школа №1708, школа №1534, ГБПОУ «Воробьевы горы», ОК «Юго-Запад») становились участниками и призерами различных конкурсов профессионального мастерства.
Семь образовательных организаций нашего МСД вошли в этом году в Топ-50 лучших учреждений московского образования. И если для некоторых школ, таких как, например, лицей «Вторая школа», находиться вверху рейтинговой таблицы - дело привычное, то Образовательный комплекс «Юго-Запад», который в этом году вышел на почетное 25-е место, достиг таких высот впервые. В 2016-2017 учебном году 15 его воспитанников стали победителями и призерами престижных конкурсов профессионального мастерства JuniorSkills Russia и WorldSkills Russia.
Одна из важных составляющих достигнутых успехов - активное участие практически во всех крупных проектах и активностях, в которые вовлечены столичные учреждения образования. В первую очередь это относится к проектам Департамента образования города Москвы «Инженерные классы», «Медицинские классы», «Кадетские классы», «Университетские субботы», «Исторические субботы», «Субботы активиста», «Субботы мужества», олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», «Не прервется связь поколений...». Для некоторых образовательных организаций участие в этих проектах стало новым интересным этапом ранее начатой работы, для других возможностью попробовать свои силы в новом деле. Так, в школах с богатым опытом преподавания математики, физики, информатики (лицей «Вторая школа», школа №2086, школа №1534) отлично прижились инженерные классы, а там, где упор традиционно делался на химию и биологию (школы №192 и 199), - медицинские. Хотелось бы отметить и тот факт, что эти школы, традиционно сильные с академической точки зрения, также стали активными участниками конкурсов профессионального мастерства JuniorSkills Russia и WorldSkills Russia и уже не раз завоевывали в них призовые места.
В нашем МСД исторически был велик процент так называемых спецшкол с углубленным изучением одного или нескольких предметов, где сложились крепкие коллективы учителей-предметников. И сегодня эти школы по-прежнему дают своим ученикам блестящие знания по химии и биологии (школы №192 и 199), математике (школа №2086, лицей «Вторая школа», школы №1514 и 1533), иностранным языкам (школа №117, гимназия №45, школа №1534). По традиции в этих школах высок процент победителей различных предметных конкурсов и олимпиад, особенно по «профильным» направлениям. Но и для этих школ новые проекты, запущенные в последние годы в столичном образовании, стали прорывом вперед, дав возможность дополнительного сопряжения знаний, получаемых детьми в школьных стенах, с запросами современной жизни, реальными интересами московских семей и требованиями рынка труда, позволив значительно расширить круг внешних партнеров. Так, например, в рамках реализации проектов «Кадетский класс» и «Инженерный класс» у образовательных организаций МСД завязались совершенно новые образовательные связи с Федеральным агентством связи России, ГУ МВД России по городу Москве, МТУСИ, МГТУ имени Н.Э.Баумана, научными институтами Академии наук.
Думаю, очень показательным является тот факт, что именно в одной из образовательных организаций нашего межрайона, в школе №2086, родился конкурс «Школа реальных дел», позволяющий детям ощутить вкус настоящей взрослой профессиональной деятельности. На сегодняшний день в конкурсе участвуют более 3000 учащихся и студентов и более чем 120 московских и российских школ, колледжей и даже вузов. За шесть лет своего существования конкурс превратился в площадку для взаимополезного и продуктивного общения детей и педагогов с представителями компаний, представляющих самые разные сферы деятельности от ИТ-технологий до волонтерства. Сегодня у конкурса уже почти семь десятков партнеров, которые готовы не только ознакомить детей со своей работой, но и научить их работать «по-взрослому» - ставить перед собою цели, планировать рабочее время, распределять обязанности.
Ориентация на жизненный успех, на самореализацию, на командную работу тоже давняя традиция наших школ. Сегодня важным фактором такого успеха в школьных стенах и для детей, и для педагогов становятся уже не только прочные знания, но и личностные качества. Новые технологии открыли перед нами немыслимые раньше возможности, а информацию, знания сегодня можно получить множеством способов. Однако личностные качества и компетенции воспитываются только на практике и в общении. Только от сердца к сердцу передается тот самый школьный дух, который формирует личность и который в наших школах передается из поколения в поколение. В этом году в школы межрайона пришли более 80 молодых педагогов, которым предстоит принять эстафету у старшего поколения и через десять - пятнадцать лет стать ядром новых школьных коллективов, которые, ни на шаг не отставая от нашего стремительного времени, будут по-прежнему хранить то внутреннее тепло, те выработанные десятилетиями традиции, ради которых и возвращаются к нам бывшие выпускники.
Для того чтобы наполнить школу таким теплом, мало просто знать назубок свой предмет, нужно еще быть творцом, уметь видеть мир, простирающийся за школьными стенами, понимать детей. Именно о таких педагогах - генераторах идей, творческих находок и душевной щедрости и об их замечательных учениках рассказывают статьи подготовленного нами номера.

Артем РОВЕНСКИЙ, директор школы №7, председатель межрайонного совета директоров №21