В последний год в моей работе не прибавилось порядка. Ветер перемен врывается в повседневную размеренную работу и создает ощущение некоторого хаоса. Как будто на тебя обрушивается шквал распоряжений, касающихся совсем не образования даже, а всего что угодно: защищаем персональные данные, берем безумное количество согласий, из года в год все больше. Собираем неподъемные папки с отчетами, каждую неделю присылают статистику ведения электронного журнала, от чего лихорадит весь коллектив. Прокуратура тоже старается, ведь сайты проверять не так трудно, вот мы и получаем протесты по четыре раза в год: не там и не то разместили, а что и вовсе забыли. И ответ на протест не забудьте на сайте разместить! А сколько приходится заполнять всяких онлайн-анкет, причем всем - педагогам, администрации, родителям! Заботимся о здоровье - выполняем план по прививкам от гриппа! Еженедельно отчет. И о не приступивших к занятиям - ежедневно. До десяти. И отчеты по рейдам, будьте добры, «Подросток - игла», «Подросток - лето» и т. п. Все это не прекращается даже летом. Такое ощущение, что учителя не должны и летом отдыхать.
В отпуске приходилось ежедневно реагировать на сообщения, высылаемые на школу по электронке. Много раз предоставляли отчеты о детях, получивших высокие баллы по ЕГЭ. Провели несколько опросов. Учителей и родителей пришлось тревожить. Директора дружно собирали документы и оценивали свою деятельность прямо в июле - когда ж еще? Летом решались вопросы по введению новых предметов в учебный план. Не важно, что учебники закупались в апреле, что сотрудники не обучены, что придется ломать уже устоявшиеся и дающие хорошие результаты традиции. Зато много разговоров о том, что каждая образовательная организация должна иметь «свое лицо». А как она его будет иметь, если часы компонента учебного плана образовательной организации стремительно сокращаются под грифом «рекомендовано» (читай см. «обязательно»)? Вот и возникает ощущение спонтанности, необдуманности распоряжений, несогласованности, при этом все хитро прикрывается шквалом общественных обсуждений. Только у кого есть время в этих обсуждениях участвовать?
Получается, что учитель вынужден заниматься даже не внедрением инноваций и не педагогическим творчеством, о чем громко везде говорится, а отвлекающими от основных обязанностей делами. Чаще всего бессмысленными, что ведет к профессиональному выгоранию. Завалить бессмысленной работой, не давать отдыхать даже летом - не это ли путь к развалу и анархии? Столько материалов публикуется сейчас в Сети по образовательной деятельности - а качество этого материала кто-нибудь оценивал? Глубокое, продуманное взаимодействие с каждой взрослеющей личностью требует от педагогов определенного душевного состояния. И внутренних размышлений, и собственного равновесия. В погоне за неуловимым будущим мы теряем настоящее, ломаем прошлое, в конце концов теряем ориентиры и уходим с работы не с чувством удовлетворения, а с огромным багажом неизбывных долгов по отчетности, теперь уже беспощадно контролируемой в Сети. Может быть, это тоже тренд современности? Тогда что ждет наших учеников в их реальном будущем?

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область