​Продолжение. Начало в №39

Если изучить особенности перехода от ОБРАЗОВАНИЯ ПЕЧАТНОГО (1.0), когда только начиналась информатизация, появился Интернет, к ЦИФРОВОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (4.0), то прежде всего необходимо отметить очень короткий исторический период этого перехода - конец 1980‑х - середина 2010‑х гг.
ОБРАЗОВАНИЕ 2.0 - начало 2000‑х до 2009 г. (появление мобильных устройств). Собственно, этому этапу и соответствует действующий ФГОС.
ОБРАЗОВАНИЕ 3.0 - 2008‑2013 гг. - широкомасштабное распространение Интернета и мобильных устройств.
ОБРАЗОВАНИЕ 4.0 - 2014… - образование в условиях повсеместного Интернета (см. табл. 1).
Говоря об отборе содержания в условиях цифрового образования, мы должны основываться на его особенностях:
1. Целостный, системный взгляд на образовательный процесс в единстве урочной, внеурочной и вне­школь­ной, семейной деятельности обучающихся.
2. Учение на основе междисциплинарного и трансдисциплинарного изучения явлений природы и общества, целостного взгляда на окружающий мир. Основная цель - формирование в процессе реальной деятельности когнитивных, эмоциональных и общеучебных компетенций.
3. Учение в коммуникации и совместной деятельности как главная особенность цифрового образования. Совместная распределенная деятельность и сотрудничество всех участников образовательных отношений.
4. Персонализация образовательной деятельности (под персонализированным обучением мы понимаем весь спектр образовательных программ, форм и методов учебной деятельности, направленных на удовлетворение конкретных образовательных запросов, интересов, устремлений, связанных с культурным опытом обучающихся, позволяющих самостоятельно определять стратегию и темп учения, конструировать собственное, уникальное знание, принимать значительную часть решений относительно того, что изучать, как изучать и какие ресурсы для этого использовать).
5. Процесс учения происходит в любое время, в любом месте, в удобном для обучающегося темпе, последовательности изучения тем, предметов, видов деятельности.
6. Практико-ориентированность, то есть учение осмысленно и личностно значимо, происходит через взаимодействие обучающихся друг с другом, учителями, окружающей средой. Получаемая информация, сформированные навыки, изученные теории привязаны к реальным жизненным ситуациям.
7. Конструирование нового знания происходит в деятельности (проектной, исследовательской и пр.), формирует опыт и навыки учения, анализа, обобщения, оценки, интерпретации информации, создания нового знания.
8. Персональное мобильное уст­ройство создает личное образовательное пространство, адаптивную среду учения, позволяющую обучающемуся быстрее и эффективнее добиться лучшего результата и найти новые направления деятельности.
9. В печатной школе организация образовательного процесса направлена на организацию деятельности учителя и обучения. В цифровой школе - изначально направлена на организацию процесса учения обучающегося, и уже на этой основе организуется деятельность учителя.
10. Адаптивность обучающих систем, персонализированных к запросам обучающихся.
Этот список можно продолжать, но не он является предметом статьи. Как никогда ранее, содержание образования определяется не мнением «предметного лобби» и специалистов по итоговой аттестации, а основывается на запросах семьи, общества и государства к результатам образования, на основе которых разрабатываются оценочные процедуры. Собственно это нашло свое отражение в программе «Цифровая экономика» и «дорожной карте» по ее реализации.
Основа формирования личности обучающихся - духовно-нравственное развитие - педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности посредством осознанного и поступательного присвоения ценностей:
- семейной жизни;
- культурно-регионального сообщества;
- культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;
- российской гражданской нации;
- мирового сообщества.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.) определены современный национальный воспитательный идеал (высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации) и система базовых российских национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука и образование, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество). Этот воспитательный идеал получил свое развитие во ФГОС начального, основного и среднего общего образования, соответствующих примерных основных образовательных программах, в программах воспитания и социализации обучающихся, в подходах к разработке курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и т. д.
Целью современного образования является развитие личности обучающегося, обладающего сформированной системой ценностей, принятых в обществе, высокими личностными качествами, навыками критического мышления, сотрудничества и совместной деятельности, коммуникации и работы с информацией, креативностью, технологическими навыками (см. рис. 3).
Личностные качества: сформированная система базовых ценностей, принятых в российском обществе, упорство и настойчивость в достижении цели, лидерство, ответственность, рефлексия, управление собственным поведением и эмоциями, инициативность и нацеленность на приобретение новых компетенций.
Критическое мышление: эффективное мышление (индуктивное и дедуктивное, анализ разных точек зрения, ведущий к эффективным решениям и пр.), системное мышление (анализ и синтез, понимание целостности, взаимосвязи и взаимозависимости процессов и явлений), выработка суждений и принятие решений (эффективный анализ доказательств, аргументов, альтернативных точек зрения, интерпретация информации, критическое осмысление приобретенного опыта).
Креативность: творческое мышление (использование широкого спектра способов генерации идей, выработка, анализ и оценка новых идей, латеральное мышление - поиск нестандартного решения задач), творческий подход в совместной деятельности (эффективные способы разработки, реализации и трансляции новых идей, открытость в деятельности, готовность реагировать на изменяющиеся обстоятельства, оригинальность и изобретательность в работе, реалистичность, принятие ошибки как возможности улучшить результат).
Коммуникация и работа с информацией: цифровая грамотность, эффективное использование навыков устного, письменного и невербального общения в различных формах и контекстах; эффективное слушание с целью расшифровки информации; навыки использования коммуникации в различных целях; использование различных средств массовой информации и различных медиатехнологий; понимание функционала и использование наиболее подходящих средств создания медиаданных; эффективное общение в различных контекстах (включая многоязычные среды).
Получение и оценивание информации: критическое осмысление полученной информации и оценка ее влияния на принятие решений, эффективный поиск информации с точки зрения затраченного времени и достоверности источников, управление потоком информации из различных источников, понимание того, как, почему и с какими целями функционируют средства массовой информации.
Использование информации и управление ею: понимание этических и правовых вопросов, связанных с доступом к информации и ее использованием.
Технологические навыки: готовность и способность к технологическим и организационным инновациям, эффективное использование технологий в качестве инструмента для проведения исследований, организации, оценки и передачи информации; использование цифровых технологий, средств связи, сетевых инструментов и социальных сетей с целью эффективного функционирования в экономике знаний; понимание этических и правовых вопросов, связанных с использованием информационных технологий.
Совместная деятельность и сотрудничество: высокая социальная активность и компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, умение эффективно работать в команде, принимать на себя разные социальные роли и проявлять уважение к членам различных команд; гибкость и готовность идти на компромисс для достижения общей цели; принятие на себя ответственности за результаты совместной работы; оценивание вклада в работу каждого члена команды.
Формирование перечисленных навыков и компетенций возможно только на междисциплинарной основе. Поэтому процесс обучения и учения предлагается строить на основе изучения широких междисциплинарных тем, предполагающего разнообразную самостоятельную проектную, учебно-исследовательскую практико-ориентированную деятельность обучающихся на протяжении всего времени обучения:
    глобальное мышление;
    финансовая, экономическая, предпринимательская грамотность;
    гражданская грамотность;
    грамотность в вопросах здоровья и безопасности жизнедеятельности;
    экологическое мышление.
Глобальное мышление: использование компетенций XXI в. для понимания глобальных проблем человечества, принятие других наций и культур, продуктивное сотрудничество с носителями иных культур, религий, образа жизни в атмосфере взаимного уважения и открытого диалога.
Финансовая, экономическая и предпринимательская грамотность: понимание принципов построения прибыльного бизнеса, экономики как основы создания общественного блага, формирование предпринимательских навыков как основы для личностного успеха и карьерного роста.
Гражданская грамотность: понимание процессов государственного управления для эффективного участия в жизни общества, осознание и реализация гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях, понимание значимости гражданских решений и их последствий.
Грамотность в вопросах здоровья: владение базовой информацией о здоровье и медицинских услугах; использование этой информации в повседневной жизни, понимание важности профилактических мер, правильного питания, физических упражнений, а также мер, направленных на снижение рисков заболеваний и снижение стресса, управление здоровьем своей семьи, понимание важности сохранения здоровья на региональном, национальном и глобальном уровнях.
Экологическое мышление: знание и понимание особенностей окружающей среды, а также обстоятельств и условий, влияющих на нее, знание и понимание влияния общества на природу, изучение и анализ окружающей среды с целью принятия эффективных решений по вопросам ее сохранения, индивидуальные и коллективные действия в ответ на изменения окружающей среды.
Пока еще мы только начинаем формировать подходы к цифровой дидактике с учетом особенностей Образования 4.0. Основные изменения связаны с переходом от уровневой дифференциации и индивидуализации к персонализированному образованию (см. табл. 2).

Окончание следует

Александр КОНДАКОВ, генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование», руководитель проекта по разработке ФГОС общего образования (2005‑2012 гг.), д.п.н., член-корреспондент РАО