Как все начиналось
Но буквально через десять лет бывшая архиерейская роща, сплошь изрытая осколками снарядов в годы войны, наполнилась детскими голосами. В стране издали указ о повсеместном создании станций юных натуралистов, движение юннатов охватило города и села. Воронежцы посадили новый сад, голубые ели, разбили цветники, стали выращивать редкие растения и сельхозкультуры, ухаживать за животными. Со временем «юннатка» получила статус охраняемого памятника природы, ели выросли высоченные, а юные натуралисты 70‑80‑х годов по-прежнему любили эти места.
В школах тогда ввели практику на учебно-производственных комбинатах - УПК, один день в неделю старшеклассники проводили на предприятиях, в том числе и на «юннатке». Несколько школ, находящихся поблизости, направляли сюда детей, и большая часть из них уже по собственному желанию и после уроков возвращалась, чтобы заниматься в кружках, кормить кроликов и другую живность, ухаживать за животными и выращивать редкие, иногда даже экзотические виды растений. Причем в стремлении к такому научно-популярному общению с природой тогда не мешали ни удаленность «юннатки» от школ и высотных домов, ни железнодорожная насыпь с проложенной по ней дорогой, по которой то и дело гудели проезжающие мимо поезда и электрички.

Проблемы нашего времени
Современная станция юных натуралистов не охватывает столько детей, сколько принимала в лучшие свои времена. Наши запросы, в том числе к безопасности детей, выросли и ужесточились, сегодняшний родитель десять раз подумает, прежде чем отпустить ребенка-шестиклассника «гулять» туда-сюда через «железку». Проводить - да, может быть, даже няню бы наняли, если бы речь шла о центре робототехники или модной школе английского языка. А тут - старенькая «юннатка» с ее кроликами, козами, морскими свинками и парой теплиц, осевших под тяжестью лет. Правда, есть еще модные сегодня шиншиллы и огромные улитки ахатины, есть катальпы - длиннющая аллея молодых деревьев, их здесь выращивают сами дети, сначала в маленьком рассаднике, а потом высаживают в большом саду. Вообще, разных диковинных деревьев здесь много, и высокой травы, и цветов, и птиц, и огромного по городским меркам зеленого пространства, наполненного свежим воздухом!
- Будущее станции юннатов обсуждалось неоднократно, - рассказывает ее директор Геннадий Киреченков. - Думали даже переселить куда-нибудь поближе к центру города, чтобы сделать более доступной. Но в таких районах свободной земли нет, а представить себе станцию юных натуралистов без земельного участка невозможно. Поэтому главный вопрос сегодня и для меня, и для наших сотрудников в том, как наполнить это место активной современной жизнью.
Вызовы сегодняшнего времени таковы, что за ребенка приходится действительно сражаться. Компьютерные технологии, Интернет, множество гаджетов, смартфоны - все это вызов не только нам, но и школе. Второй важный момент - это заказ государства и общества. Нет конкретной направленности и социального заказа готовить экологов и натуралистов.
- В районах такая же ситуация?
- Пока нет, там и лес, и речка, и земля к ребятам ближе, поэтому интерес к ним больше.
Ищем решение
Лучшее доказательство того, что юннатское движение все-таки есть и развивается, - это участие начинающих экологов в различных конкурсах. Геннадий Анатольевич рассказал, как выступили воронежцы этим летом в Москве. Когда 29 июня подвели итоги второго Национального детского конкурса «Планета Цветов», проходившего в рамках VI Международного московского фестиваля садов и цветов, воронежская делегация заняла пять призовых мест из 29: два первых, два третьих места и Гран-при в номинации «Лучший мини-сад». Все победители и призеры оказались из районов Воронежской области: Новохоперский район, Поворинский и Аннинский.
Порадовавшись за районы, мы продолжили разговор о судьбе областной «юннатки»: в чем ее главное назначение? Ведь, несмотря на свое не очень удобное местоположение, она по-прежнему работает с подростками - в течение учебного года должна предоставить дополнительное образование 250 детям. Среди них есть и воронежские школьники, и те, кто приезжает из районов области.
- Любое областное учреждение дополнительного образования, - продолжает Киреченков, - выполняет как минимум две функции. Первая - методическая, когда это учреждение является координатором развития в области своего направления. А вторая функция - это само дополнительное образование, когда в это учреждение приходят дети и участвуют в работе кружков. Мы предлагаем следующий вариант сотрудничества: наши педагоги составляют программы, отрабатывают их и рекомендуют в качестве методического материала районным станциям и объединениям. То есть областное учреждение не ставит перед собой основной целью обеспечение массовой занятости детей.
Тем не менее и у нас должны быть определенное количество детей и достаточная наполняемость, для того чтобы мы смогли отрабатывать свои программы. Отсюда повышенные требования к нашим сотрудникам и руководителям объединений. Они должны быть не просто педагогами допобразования, но педагогами-методистами. Значит, у этих людей и зарплата должна быть побольше, и статус нашей организации должен быть на уровне. Такова картина в идеале.

До идеального воплощения далеко
К сожалению, черты идеала, о котором говорит Геннадий Киреченков, пока заметны лишь в инженерно-техническом направлении допобразования. До юннатов и экологов руки, а также денежные вливания пока не дошли. Не помогает даже приближающийся к своему завершению Год экологии в России. Что делать? То же, что и всегда в нашем образовании в подобных случаях, - придумывать новые формы и методы на основе старого денежного содержания.
На станции работают 30 человек - это весь коллектив, включая педагогов, лаборантов и сторожа с операторами котельной. Зарплата педагогов очень скромная, но неуклонно стремится к 22‑23 тысячам рублей в месяц - примерно столько должны в среднем получать педагоги дополнительного образования в Воронежской области. Тут уместно вспомнить о статусе и методической работе, которую ведут сотрудники областной «юннатки».
Одна из новых современных форм работы с ребятами - очно-заочное обучение. Основную часть работ выполняют дистанционно у себя дома и на своих станциях в районах, а во время каникул приезжают на несколько дней в Воронеж на сессии, сдают контрольные и экзамены. По окончании учебы в своем объединении получают сертификат, который потом могут использовать в своем портфолио при поступлении в вузы - в основном в аграрный и лесотехнический университеты, а также на биологические факультеты других вузов.
- Как заинтересовать ребят и построить работу по-новому? Один из вариантов - создание новых объединений. А какими они должны быть, иногда подсказывают сами ребята, или появляется новый педагог с неожиданной идеей.

Так, по словам Геннадия Анатольевича, было с кинологическим отделением. Дети занимают очередь, чтобы обучиться дрессировке своих питомцев.
Еще одно направление работы продиктовано теми группами детей, с которыми работает станция юннатов. Воспитанники школ-интернатов тоже хотят общаться с кроликами и шиншиллами, поэтому преподаватели приходят к ним в школы вместе с животными, а программа занятий строится с учетом особенностей здоровья этих детей.
Третий год на «юннатке» работает естественно-научный детский университет - сетевой проект, включающий работу нескольких направлений, например, лесоводство и лесоведение, микробиология, агрошкола, «экос». В рамках этого университета действует очно-заочная школа с защитой проектов и сдачей экзаменов. А летние экологические и естественно-научные лагерные смены для юных натуралистов и экологов области проводятся при помощи преподавателей университета.
У воронежской «юннатки» много планов и идей. Директор станции считает, что нужны интересные мероприятия на большой исторической территории, прилегающей к станции. Здесь можно было бы организовать лагерь дневного пребывания для школьников или опробовать новые социально-образовательные проекты.
Мы же хотим напомнить, что не одним только инженерно-техническим образованием жива наша страна - самая богатая лесом, водой, зверьем, птицей и рыбой. Пока еще богатая. Потому что если не учить детей любить и беречь это богатство, оно закончится очень быстро.

Статфакт

В Воронежской области работают 6 муниципальных станций юных натуралистов и 2 эколого-биологических центра. В 16 учреждениях дополнительного образования детей действуют 42 профильных объединения, в 212 общеобразовательных школах организовано 393 объединения эколого-биологической и сельскохозяйственной направленности.

Воронежская область