Марина Сорокина, директор Андреевской школы, Адамовский район, Оренбургская область:
«Учительская газета» часто пишет о приемных детях. Практически каждый из нас сталкивается сегодня с проблемами сирот при живых родителях. Накануне учебного года произошел случай, который взволновал меня до глубины души. В приемной семье нашего села появился «гостевой» ребенок. Так называют мальчика или девочку, которых помещают в приемную семью для знакомства на два месяца, пока идет процедура оформления документов. Предварительно мама приходила в школу, делилась своими впечатлениями от знакомства с подростком. Говорила, что на нее он произвел неплохое впечатление: скромен, открыт и очень просит забрать его из детского дома в семью. Мама была уверена, что сможет найти общий язык с ним. Работники детского дома отзывались о Сереже положительно. Они по очереди брали его в свои семьи и видели, что он исполнителен, послушен.
Сережа оказался в детском доме в начале года, когда маму лишили прав. И потому последний год практически не учился. Приемных родителей волновало больше всего, сможет ли он преодолеть сложности в учебе. Успокоила ее: учителя помогут, и вместе выправим ситуацию. Почти два месяца прожил мальчик в новой семье. Вместе с Андреем (тоже приемный сын, семиклассник) помогал разносить почту (мама работает почтальоном). Утром по дороге в школу не раз наблюдала, как мальчики гнали на выпас гусят, утят…
За три дня до школы, формируя списки классов, неожиданно узнаю, что мальчика отправили обратно в детский дом. С мамой я не смогла увидеться, та вдруг оказалась очень занятой. А без нее никто не мог ничего объяснить. И только зайдя в отдел опеки, получила ответ. Со слов мамы, мальчик плохо влиял на Андрея. Мальчика вернули в тот же детский дом. Он не плакал, но все время повторял: «Почему? Я так старался понравиться, чтобы остаться в этой семье».

Александр Михайлов, Моздок, РСО - Алания:
«Когда я работал в школе учителем трудового обучения, то вел различные кружки, где обучал ребят работе с различными материалами. Бывает, что сегодня при встрече выпускники благодарят за приобретенные навыки. Школьники могли также научиться какому-либо ремеслу на станции юных техников. Работы кружковцев демонстрировались на выставках - это были авиамодели, модели судов, различные полезные приспособления и механизмы… Сейчас, после оптимизации, количество кружков резко сократилось. Станции юннатов и техников, когда-то гремевшие на всю республику, канули в небытие. Жаль, что нынешние дети не получают нужных трудовых навыков. Трудовое воспитание, на мой взгляд, не должно уходить из приоритетных задач школы».