Ирина ШАРЛАЕВА, методист Карельского института развития образования, лауреат республиканского конкурса «Учитель года»-2001, заслуженный работник образования Республики Карелия, Петрозаводск:
- Думаю, сам факт того, что этот вопрос поднимается и СМИ, и обществом, и государственными деятелями, уже свидетельствует об определенных положительных переменах. Лучших учителей страны чествуют на самом высоком уровне, они получают государственную поддержку. Появляются рекламные ролики, формирующие позитивное отношение к профессии, национальная система учительского роста предполагает возможность профессиональной карьеры для учителя. Молодые учителя получают методическую и психологическую помощь через педагогические клубы, ассоциации, не стоит забывать и о материальной поддержке государства. У педагогов сегодня больше возможностей заявить о себе: конкурсы профмастерства, конференции, семинары. Это на одной чаше весов, там же, где увлеченные и активные оптимисты-педагоги с любовью к детям и к своему делу, с искренней верой в то, что наша профессия - самая лучшая. Такие педагоги действительно пользуются уважением в обществе. На другой чаше те, кто работает по привычке, потому что надо работать, некуда уйти…

Марина С., учитель начальных классов, Великий Новгород:
- Я думаю, все зависит от личности конкретного учителя. Даже на только что прошедшем празднике в честь Дня учителя это было заметно. У нас в коллективе есть такие педагоги, которые мало знают по своему предмету, не выходят за рамки программы, не отвечают на вопросы любознательных учеников. Таким учителям во время праздничных поздравлений дети просто вежливо хлопали. А других поздравляли овациями и стоя.

Альбина Д., учитель русского языка и литературы, Нижегородская область:
- Мне кажется, престиж профессии за последние 5‑7 лет вырос. Могу судить даже по тому, как много поздравлений (личных, не организованных) я получила в этом году от детей и родителей. Это очень хороший и объективный показатель - личное, искреннее желание поздравить человека, который играет в твоей жизни не последнюю роль. И не важно, сколько стоит подарок, предмет это или красивое стихотворение, написанное на открытке или прочитанное горячо и сбивчиво на перемене. Для меня дороги именно такие, искренние и наивные, знаки внимания. Так же как звонки и теплые слова. Вот это облако любви и благодарности, которым я была окружена в праздничные дни (именно не один день, а всю неделю), дало мне почувствовать гордость за свою профессию. И ведь так было далеко не всегда. Были годы, когда мы получали дежурный подарок от класса и слышали формальные поздравления. И мы все понимали, что в этом сказывалось скорее отношение к школе, к профессии, чем к каждому из нас. Я рада, что оно меняется к лучшему.

Мария Л., учитель русского языка и литературы с 30‑летним стажем, Воронеж:
- Судя по зарплате, престиж нашей профессии падает катастрофически. Когда несколько лет назад президент начал говорить о необходимости повышения заработной платы учителя, вот тогда действительно почувствовалось уважение к педагогам. Мы даже обрадовались, думали, на самом деле что-то изменится. Но в реальности это повышение оказалось чисто формальным, потому что за последние годы цены взлетели. Мы снова в том же положении, как шесть-семь лет назад: оплатил коммуналку, еду, и ничего не осталось. Новый костюм учитель может позволить себе только к первому сентября, один раз в год, и то надо копить и откладывать. Раньше ждали премии к Новому году, теперь и этого нас лишают. Уже несколько лет в конце года с нашей школы - сильной, известной и заслуженной - снимают некоторую часть финансирования, чтобы отдать в более слабые школы, поскольку там на зарплату не хватает.
Я понимаю, что престиж профессии зависит не только от размера заработной платы, что важно, как в обществе формируется отношение к учителю, в том числе и с помощью СМИ. И тут тоже приятного мало: каждый год накануне первого сентября обязательно всплывают какие-то скандалы, такое ощущение, что их даже специально приурочивают к началу учебного года или к Дню учителя!