Комментарий Общероссийского профсоюза образования:
- Общероссийский профсоюз образования произвел расчеты изменения средней заработной платы педагогических работников, поименованных в указах Президента России от 2012 года, в 1-м полугодии 2017 года по сравнению с 2016 годом и по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на основе данных федерального статистического наблюдения.
По итогам за 1-е полугодие 2017 года средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования в среднем по РФ составила 38572 рубля, что на 5234 рубля (на 15,7%) выше показателя за 2016 год (33338 рублей).
Средняя заработная плата педагогических работников этих учреждений в 1-м полугодии 2017 года распределилась в диапазоне от 20085 рублей (Алтайский край) до 96220 рублей (Ямало-Ненецкий автономный округ) при дифференциации в 4,79 раза.
По отношению к 2016 году прирост средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования отмечен в 84 субъектах РФ: от менее чем 0,6% (Калужская, Новгородская области) до 31% (Мурманская область). Наиболее значительное увеличение средней заработной платы педагогических работников в этих учреждениях отмечено в 47 регионах (от 20 до 31%).
В абсолютном выражении увеличение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования составило от 150 рублей (Новгородская область) до 19558 рублей (Ямало-Ненецкий автономный округ).

Татьяна КЛЯЧКО, доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС:
- С начала 2013 года средняя заработная плата учителей, по данным Росстата, значительно выросла в номинальном выражении (рис. 1).
В среднем по РФ заработная плата учителей с I квартала 2013 года по 1-е полугодие 2017 года выросла на 9434 рубля, или почти на 32,6%. Что стоит за этими цифрами? Очень немаленькие бюджетные расходы - больше 0,5 трлн рублей. А еще повышалась средняя зарплата воспитателей детских садов, преподавателей и мастеров производственного обучения организаций СПО, преподавателей вузов, врачей, медсестер, работников культуры и научных работников. При этом практически все те, чью зарплату повышали на протяжении последних 4,5 года, сейчас недовольны ее размером.
Недовольство учителей связано также с тем, что их средняя заработная плата относительно средней заработной платы по региону время от времени оказывается ниже последней. Как правило, это происходит в I и III кварталах каждого года. Недовольны и молодые учителя: если средняя заработная плата учителей в регионе, например, равна 32 тысячам рублей, то у молодого педработника она может составлять всего 10 тысяч, в лучшем случае - 15. Это известная проблема «средней температуры по больнице»: у кого-то она высокая, у кого-то низкая, в среднем все нормально.
С 2013 года Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС проводит мониторинг эффективности школы. И по данным этого мониторинга, отношение учителей к размеру их заработной платы в последний год резко ухудшилось (рис. 2).
Если в 2014 году доля респондентов, ответивших, что зарплата их «полностью устраивает» и «скорее устраивает», составляла 46,8%, то есть была близка к половине, то к концу 2016 года она снизилась до 34,7%, то есть составила чуть больше трети от общего числа учителей-респондентов. Напротив, доля негативных ответов выросла с 53,2% в 2014 году до 65,3% в 2016 году.
Таким образом, почти 2/3 учителей в прошлом году были недовольны своей заработной платой, более того, только 4-6% отметили, что она у них за последние годы заметно выросла.
Считалось и считается, что рост учительской зарплаты приводит к повышению качества школьного образования. Но оказалось, что родители, в общем-то, в это повышение качества не сильно верили. Твердых «оптимистов» среди них изначально было меньше трети, а в 2016 году их доля упала ниже 10%, а вот доля твердых «пессимистов» приблизилась к 2/3 (рис. 3).
Если ответы 2013 года можно рассматривать как проявление родительских надежд на повышение качества обучения в школе в результате роста учительской зарплаты, то ответы 2016 года показывают, что эффект надежд исчерпан и мнение о том, что улучшения качества образования не произошло, стало подавляющим.

Всеволод ЛУХОВИЦКИЙ, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», преподаватель русского языка и права школы «Интеллектуал» (г. Москва):
- Цифры, которые приводит официальная статистика, во многом лукавые. Их лукавство заключается, во-первых, в том, что здесь совершенно официально учитывается полная зарплата учителя. Это значит, что, например, если учитель ведет кружки (а во многих школах кружки сейчас платные, внебюджетные), его зарплата будет при подсчете учтена как она есть - без скидки на платность и внебюджетность. То есть получается, что родители своими деньгами укрепляют миф о высокой зарплате педагога.
Во-вторых, в этой статистике по умолчанию учитывается не только работа учителя на уроках, ведь педагог может быть и ответственным за школьный клуб или за музей, или получать часть ставки завуча. Формально, когда широкая публика изучает эти данные, она думает, что это стоимость урока, а это деньги за все и более того.
Кстати, происходит и интересное округление... Считается, что официальная ставка - 18 часов, хотя сейчас говорят, что можно брать сколько угодно - и в плюс, и в минус. В противовес этому директора добиваются того, чтобы у учителя не было меньше ставки. Это, с одной стороны, вымывает из школы - и из статистики - совместителей, которые со своими 5-8 часами и маленькой зарплатой все только портят. А с другой стороны, если у учителя будет одна ставка, это невыгодно директору и этого не поймут коллеги. Особенно в селах и маленьких городах. Согласно проведенным в 2015 году исследованиям среднее количество часов у педагога - порядка 25, но я много общаюсь с учителями из маленьких городов - у них нагрузка 30 часов и выше. И эти переработки никак не отражаются в официальной статистике.
Уже много лет мы (МПРО «Учитель») пытаемся донести до нашего высшего руководства мысль: если хочешь поднимать зарплату и уровень жизни педагога, начинай честную статистику. Все данные должны идти в пересчете на 18 часов, нужна статистика по отдельным параметрам: сколько стоит ведение урока, секции или кружка, классное руководство, проверка тетрадей...
Больше всего ведь в этой статистике обижает даже не то, что кое-где до сих пор считают возможным платить учителю от силы тысяч 20, а то, что совершенно беспардонно обманывают публику отсутствием честного подхода к подсчету.
Кстати, хочу упомянуть еще один миф - о том, что в эту статистику входит зарплата директора. Она туда не входит! Но вокруг этого часто идут всякие разговоры о том, что, дескать, нас, учителей, обирают директора... На самом деле это просто поиск самых удобных виноватых.

От автора

Как мы видим, консервативность образовательной сферы находит свое отражение и в процедуре сбора статистических данных: как прежде собирали, пренебрегая точкой отсчета в одну ставку, так и теперь пренебрегают. Но ведь за цифрами, которыми мы вольно или невольно манипулируем, скрываются жизни и судьбы множества педагогов. И им не станет лучше, каким бы красивым ни вышел отчет.

Цифры

Выполнять майские указы непросто. Фактически реализовать поручения президента по повышению зарплаты отдельных категорий бюджетников удастся только к 2020 году. На эти цели, по оценкам ряда экспертов, может понадобиться более 400 млрд рублей.

Кстати

Учитель - профессия преимущественно женская. Это аксиома с одним маленьким и не очень приятным примечанием: женщины в России получают меньше, чем мужчины. По данным вице-премьера Ольги Голодец, разница составляет 26% не в пользу прекрасного пола. Однако в 2005 году этот разрыв был еще значительнее - тогда женская зарплата составляла лишь 60% от мужской.

P.S. А что на самом деле происходит с зарплатой в вашем регионе? Напишите нам: uchitelskaya.gazeta
@gmail.com.