- У меня в архиве хранятся собственные наработки, сделанные лет пять назад, когда Интернет осваивали сын и дочка, но и сегодня это работает. Проверила на своих шестиклассниках, родители которых нет-нет да и обратятся ко мне за советом, - говорит Серафима Максимова, учитель информатики школы №2 из Питкяранты, лауреат XXI конкурса «Учитель года Республики Карелия»-2017. - Папам и мамам, если они не сильны в Интернете, важно найти человека, который будет их направлять. Жизнь современного школьника без компьютера не представишь, часто это устраивает и родителей - ребенок часами просиживает у монитора, вроде бы занят делом и не мешает.
Рекомендации родителям:   
1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в Мировой паутине. Не отправляйте детей в свободное плавание. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения. Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Сети, чтобы вовремя предупредить угрозу.
2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Сеть. Главное здесь доверительные отношения со своим ребенком. Мои дети идут на контакт и рассказывают. Объясните ребенку, что в Интернете, как в жизни, встречаются и хорошие, и плохие люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя, ему нужно сообщить об этом близким людям. Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью. Научите внимательно относиться к скачиванию платной информации.
3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети. Я ее называю для своих детей «День открытых дверей». В любой удобный для меня день я просматриваю ноутбуки детей (историю, переписку, группы и т. д.), они не знают, в какой это день будет, но не реже одного раза в неделю. Установить на ваш компьютер необходимое программное обеспечение - решение родительского контроля и антивирус. Если ваш ребенок учится в началке и часто остается дома один, ограничьте время его пребывания в Интернете. Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок.
4. Сам родитель должен быть активным и «продвинутым» пользователем компьютера и владеть навыками пользования Сетью, чтобы иметь возможность полного контроля.
10 золотых правил для детей:
1. Личная информация. Сайты для обеспечения полного доступа предлагают пройти регистрацию с введением персональных данных. Неблагонадежные источники могут использовать эти сведения в корыстных целях.
2. Вредоносные сообщения. Следует осмотрительно относиться к письмам из неизвестного источника.
3. При возникновении чувства неловкости или тревоги при виртуальном диалоге, а также если собеседник навязчиво настаивает на переносе отношений в реал, следует прекратить общение и сообщить старшим.
4. Виртуальное знакомство не должно перерасти в реальное. Если такое решение принято, встреча должна состояться в общественном месте и под контролем родителей.
5. Игнорировать приглашения в группы, где темой обсуждения являются вопросы религии, секса или ненормативного поведения.
6. Прекращать диалог с теми, кто негативно отзывается о близком круге общения ребенка, пытается настроить его против членов семьи, учителей, друзей и т. д.
7. При общении лучше выбирать ник, не позволяющий определить половую принадлежность и возраст (не стоит делать частью виртуального псевдонима год своего рождения).
8. Игнорировать непристойные сообщения.
9. Не передавать незнакомцам фото- и видеоматериалы.
10. И главное - помнить, что собеседник не всегда тот, кем хочет казаться.

- В школе занять ребенка и включить его в активную деятельность несложно, - считает Виталий Меньшиков, учитель информатики школы №5 города Сегежи, лауреат республиканского конкурса «Учитель года Республики Карелия»-2016, автор сайта «УГ» (http://www.ug.ru/itis_article/46). - Кроме того, на школьных компьютерах и школьном wi-fi стоят контент-фильтры. Это устройства или программы для фильтрации сайтов по их содержимому. Контент-фильтры не позволяют получить доступ к определенным сайтам или услугам сети Интернет, а также блокируют веб-сайты с содержимым, не предназначенным для просмотра. Дома родители сами вправе решать, что, когда и где смотрит их ребенок. Иногда родителям удобно, чтобы ребенок не мешал и тихонько сидел за компьютером, а это может быть опасным. В Интернете помимо спама, вирусов, информации «18+» есть мошенничество, экстремизм, кибербуллинг (виртуальный террор, виртуальная травля) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия), груминг (знакомство с целью личной встречи) и много чего еще. Как родители могут защитить своих детей?
Лично у меня несколько рекомендаций:
- В семье должны быть правила по пользованию Интернетом. Благодаря этому ребенок четко будет знать, что делать, если он столкнулся с нежелательным контентом.
- Интересуйтесь у ребенка, что он ищет в Интернете.
- Поставьте компьютер с выходом в Интернет в общей комнате так, чтобы вам было видно, чем занимается ребенок, когда сидит за компьютером. Посидите рядом, когда он играет в игры, посетите его любимые сайты, поговорите про интересы, пусть ребенок вас познакомит со своими виртуальными приятелями и т. д.
- Лучше на компьютере сделать отдельную учетную запись для ребенка без прав администратора, учетную запись взрослого запаролить. Тогда у ребенка не будет возможности установить пароль на свою учетную запись и не будет возможности устанавливать любые программы без ведома взрослых.
- Договоритесь, что ребенок не будет загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия, так как они могут содержать вирусы.
- Просматривайте в браузере историю, чтобы понимать, какие страницы открывал и просматривал ребенок.
- Для защиты от вирусов установите антивирусную программу. Кроме того, большинство антивирусов имеют компоненты родительского контроля, которые запрещают ребенку доступ к интернет-ресурсам, в том числе и программам. Обычно в них можно указать фильтрацию по словам, а также ограничить время нахождения ребенка в Интернете и защитить его от вредного влияния.
- Установите специализированное программное обеспечение для выхода в Интернет, которое обычно называется «детский браузер».
-Не открывайте письма от незнакомых людей.
- Объясните ребенку, что фотографии, размещенные в Интернете, доступны для просмотра всем. Поэтому не выкладывайте фотографии компрометирующего характера, а также фотографии с изображением дорогих вещей, которые есть в семье.
- В социальных сетях не добавляйте в друзья незнакомых людей. Не нужно встречаться с теми, с кем познакомились в Интернете. Многие люди в Интернете выдают себя не за тех, кто есть на самом деле.
Для того чтобы ребенок меньше времени проводил за компьютером, заинтересуйте его чтением, запишите в спортивную секцию или подберите для него другое хобби. Больше времени посвящайте общению с ребенком, тогда он предпочтет ваше общество компьютеру.

Статфакт 

По данным Следственного комитета России, за 2016 год добровольно из жизни ушли 720 детей и подростков. Как отмечают эксперты, некоторые формы склонения к самоубийству и побуждения к экстремизму в Интернете становятся все более изощренными и представляют реальную угрозу в масштабах государства, поэтому проблема детской и подростковой безопасности в современном информационном пространстве - это вопрос, который требует скоординированного решения на всех уровнях - от конкретной семьи до государства в целом. Читайте подробнее об этом на http://www.ug.ru/news/21814
В школьной программе информатику начинают изучать только в 5-м классе, а в некоторых школах - с 8-го класса.

Мнение экспертов

- Уверена, что школам в целом и взрослым - педагогическому сообществу, родителям - важно не блокировать современный инструмент общения для ребят, а участвовать в создании адекватного, конкурентоспособного контента, чтобы школьнику было интересно кликнуть и досмотреть именно такой ресурс, который хочется взрослым, - высказывает свою точку зрения региональный координатор Российского движения школьников в Карелии Елена Колеченок.

- Думаю, мы смогли бы все - и дети, и подростки, и взрослые - жить без Интернета, без Всемирной сети. Жизнь как таковая не определяется наличием или отсутствием Интернета, - считает Екатерина Бойко, психолог, директор Семейного центра «Вереск» из Петрозаводска. - Однако Интернет существует и присутствует в нашей жизни так, что наше существование стало во многом определяться тем, что происходит в Сети. Поэтому я бы сказала, что наш (и детей, и взрослых!) способ существования интернет-зависимый. И это не патология, на мой взгляд, на сегодняшний день это такой становящийся нормой вариант жизнедеятельности. Магазины, госуслуги, коммерческие услуги, общение, демонстрация своей жизни - в Интернете. Это такой магнит, который притягивает всех! И хорошо, что Интернет - это не вся жизнь! Я не знаю, что такое безопасный Интернет. Интернет - пространство данных, информации, иллюзий (часто ложных), пространство, через которое контролируется человек... Поэтому для меня это опасное «место». Однако благодаря Интернету я могу быстро получить доступ к полезной информации для себя, я могу связаться с другом на другом краю света бесплатно, и даже видеть его при этом. Не знаю, хорошо это или плохо. Точно - быстро. С этой точки зрения Интернет помогает мне. Я взрослый человек, психолог - все это позволяет мне быть избирательной и критичной, например, при поиске информации и отношении к той или иной информации вообще.
На мой взгляд, Интернет может нести меньше рисков, если у человека будут сохранены функции различения, критики, анализа и если эти функции будут все время развиваться.