В последнее время работа в данном направлении приобретает характер системы формирования экономической грамотности, что связано с появлением курса «Финансовая грамотность» и усилением внимания к экономическим вопросам в курсах общественных дисциплин. Рыночные отношения требуют от гражданина как практических умений, так и общей культуры, связанной с совершением ответственного выбора, противостоянием попыткам манипулирования сознанием. Стратегическими направлениями здесь видятся следующие: сознательное участие школьников в экономической жизни общества и освоение ими роли потребителя, оптимальное сочетание интересов общества и личности в выборе сферы будущей профессиональной деятельности, повышение финансовой грамотности для понимания и принятия ответственности в различных экономических ситуациях. Человеческий капитал на сегодняшний день является залогом успеха и процветания для любой страны, независимо от богатства ее природных ресурсов и развитости имеющейся инфраструктуры. Для поступательного развития России необходимы люди с высоким интеллектом, развитым логическим мышлением, способные находиться в постоянном поиске, рождать в процессе его новые, оригинальные идеи, эффективно осуществлять экономическую деятельность.
Под экономической грамотностью школьника будет пониматься успешность приобретения, углубления, расширения экономических знаний и умений на базовом образовательном уровне и их воздействие на формирование качеств, помогающих ориентироваться в экономической жизни общества, реализуя свои интересы и согласуя их с интересами окружающих людей. В международном исследовании уровня финансовой грамотности, проводимом PISA, она определяется как знание и понимание финансовых концепций и рисков, а также навыки, мотивация и уверенность применять такое знание и понимание для того, чтобы принимать эффективные решения в целом ряде финансовых контекстов для улучшения финансового благосостояния человека и общества и для обеспечения участия в экономической жизни. Другое международное исследование - по оценке качества граждановедческого образования (ICCS) - также включает экономическую компетентность в число приоритетных качеств современного гражданина. При этом проверяется не знание теоретических положений, а понимание происходящих экономических процессов и место в них отдельного человека.
Проблема подготовки экономически и финансово грамотной личности встала перед российским образованием сравнительно недавно, но от ее решения во многом зависит будущее страны. Молодое поколение граждан должно не только понимать основные законы функционирования современной рыночной экономики на разных уровнях, но и иметь набор качеств для эффективной предпринимательской и потребительской деятельности. Для успешного участия в экономических отношениях современный человек должен иметь доступ к финансовым услугам и понимать, как ими пользоваться. Потенциал школьного экономического образования также воплощается в формирование цивилизованного поведения человека, понимания и признания им определенных «правил игры» в обществе, его ценностных установок и ориентаций.
Исследования показывают, что современные молодые граждане России остро нуждаются в знаниях, которые дают общее представление о личной экономике, экономике семьи, фирмы и государства в целом (в том числе и в международной сфере). При этом важно соблюдать баланс между теоретическими знаниями и представлениями об экономической этике, правилах финансового поведения. В проведенном в 2015 году Национальном исследовании по оценке качества граждановедческого образования в России среди учащихся 8‑х классов из девяти содержательных областей, которых касались тестовые задания, самыми низкими были результаты, связанные с экономической грамотностью и профессиональной успешностью. В среднем по стране были получены следующие данные по успешности выполнения заданий школьниками по их тематической и содержательной направленности: «Толерантность и многообразие» - 65,19%; «Правовые нормы и ответственность человека» - 51,15%; «Достоинство и уважение» - 49,00%; «Гражданская идентичность и патриотизм» - 55,60%; «Социальная поддержка, самореализация и успешность личности» - 58,52%; «Сотрудничество и миролюбие в современном мире» - 55,96%; «Открытость и готовность к изменениям» - 53,84%; «Демократическое управление и народовластие» - 58,32%; «Экономическая грамотность и профессиональная успешность» - 40,74%. Таким образом, можно говорить о явно выделяющейся проблемной зоне.
При этом некоторые ответы школьников показывали их слабое понимание фундаментальных основ экономических отношений, а также неграмотность формулировки своих мыслей. Например, при объяснении понятия «инфляция», с которым большая часть опрошенных школьников справилась успешно, встречались и следующие определения: «недостаток продуктов и медикаментов в стране», «переголосование», «обесценивание людей», «чрезмерное количество общающихся денег», «рождаемость понижена», «проверяют в банкнотах наличие сумм», «подчинение друг другу», «это то, что пропадает, например, инфляция денег», «цены в магазинах растут, а у граждан нет», «это когда деньги не стоят своей стоимости», «скачки цен», «много денег, на которые ничего нельзя купить (почти)», «чрезмерный выпуск предложенных денег», «падение ценности чего-либо относительно родственных ему объектов». Приведем также некоторые формулировки, поясняющие термин «налог»: «отдача долгов за проживание», «это вид денег, который выплачивает каждый гражданин РФ», «дань, которую должны ежегодно оплачивать люди», «сбор средств за то, что мы живем», «плата за особые услуги», «плата за цивилизованную жизнь», «деньги, которые отдают за разные поступки и за коммунальные услуги», «обязательный индивидуальный безвозмездный платеж», «выплата кредита банку», «штраф, который должен выплачивать каждый человек».
Особенно удивительным было смешивание рыночной экономики с базаром и ярмаркой, где продаются вещи и продукты. Редко встречалось соотнесение рынка с частной собственностью и предпринимательством: «Это рынок, там все устроено на не очень богатых», «Даже во время войны рынок существовал вне зависимости от государства», «После окончания средних классов многие туда идут работать», «На рынке нет государственных вещей, все домашние», «Рыночные отношения не влияют на экономику», «Рынок преуспевает меньше, чем магазины/супермаркеты». Соответственно средний класс не ассоциируется с наличием собственности, независимостью или определенным мировоззрением, а определяется лишь имущественным положением (наличием денег). Распространено понимание, что к среднему классу относятся люди, находящиеся между богачами и нищими. Этот подход ярко иллюстрируют следующие цитаты из ответов: «Средний класс одевается на рынке», «Бедные хотят купить, но не могут. Богатые могут, но не хотят. Средние и могут, и хотят!».
Именно поэтому следует приветствовать особое внимание к финансовой грамотности, которое демонстрируется в последние годы в системе образования. Школа должна не только своевременно и адекватно реагировать на происходящие в экономике и общественной жизни изменения, но и опережать их, прогнозировать потребности ближайших лет и гибко реагировать на них в обсуждаемых темах и разрабатываемых учебных проектах. Умение экономически мыслить (не путать с экономией) расширяет возможности каждого человека и дает путь в будущее. Одной из сложных педагогических задач в этом направлении является умение делать осознанный и ответственный выбор.
Следует заметить, что в основе экономических знаний лежит информация о способах выбора, который постоянно делает человек в условиях ограниченных ресурсов. Одна из основных задач экономической подготовки в школе - не допустить развития иждивенческой позиции, а способствовать формированию полноценной не зависящей ни от кого экономически развитой личности, способной активно мыслить и действовать. В данном аспекте можно говорить об интегрированном и метапредметном подходе, когда экономические знания сочетаются с математической логикой, пониманием экономической географии, рационализмом и логическим мышлением, видением исторических и социальных особенностей разных стран мира. Важно, чтобы знания, умения, опыт и отношения складывались в режиме активных и интерактивных подходов при решении проблемных практических ситуаций, максимально связанных с повседневной жизнью школьника. Это могут быть комплексные проекты (индивидуальные или коллективные), позволяющие учащимся становиться генераторами идей и планировать их реализацию, ролевые и деловые игры, вовлекающие каждого школьника в интересную и полезную деятельность. На это указывают и новые федеральные государственные образовательные стандарты, ориентирующие преподавание на «освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни, которые обеспечиваются проблемными ситуациями, проблемными вопросами и заданиями, наличием деловых игр».
Ни у кого сегодня нет сомнений, что экономически безграмотный человек изначально обречен на более сложный жизненный путь, его решения во многих сферах общественной жизни зачастую будут оказываться ошибочными. Поэтому чем раньше школьник поймет роль экономики в его жизни, тем более он будет успешен во многих сферах жизнедеятельности и станет конкурентоспособной личностью, будет ответственным гражданином и сможет максимально реализовать свои потребности. Без экономической грамотности невозможно представить современного человека, поэтому система образования включает данное направление в число приоритетных задач современной школы и результатов педагогической деятельности.

Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, профессор МГПУ и АПКиППРО