- Борис Леонидович, как возникла идея турнира «Кубок Воробьевых гор»? Как все начиналось?
- Когда я работал в школе учителем математики, мне зачастую не хватало 45 минут урока, чтобы рассказать детям что-то интересное, напрямую к предмету вроде бы не относящееся. Например, любопытную подробность из биографии великого математика или некий исторический факт, связанный с доказательством той или иной теоремы... Когда начинаешь рассказывать об этом детям, математика перестает быть сухой наукой. И, самое главное, у ребят возникает желание узнать что-то еще, а любой предмет становится намного интереснее. Как появилась алгебра? Где истоки неевклидовой геометрии? Что означают в переводе те или иные термины? Например, знаете ли вы, откуда взялось слово «трапеция»? Оказывается, это просто «стол» по-гречески, именно от него произошло и слово «трапеза». Мне кажется, что знание таких «неофициальных» подробностей истории науки привлекает внимание детей к предмету.
Именно в то время (1991-й) появилась идея сочинить некий развивающий курс для 5-6-х классов, куда были бы включены всевозможные занимательные, но не входящие в школьную программу сведения. Постепенно у меня возникло желание пробудить интерес детей и к другим наукам.
В то время была на пике популярности телевизионная игра «Что? Где? Когда?». Хорошо бы ее скопировать! Но просто усадить детей за эту игру было бы неправильно, поскольку не каждый школьник, во-первых, сможет высидеть час, решая однотипные вопросы, а во-вторых, не все дети воспринимают сам формат «взрослых» вопросов. И тогда было принято решение создать интеллектуальную игру, состоящую из нескольких укороченных конкурсов, причем с разными типами вопросов, чтобы дети могли переключаться. Игру, нацеленную на развитие мышления, памяти, логики, то есть всего того, что мы называем соображалкой.
- Сколько лет проводится турнир?
- В этом учебном году мы начинаем 7-й сезон Кубка Воробьевых гор. Но истоки нашей нынешней игры закладывались лет 20 назад. Естественно, тогда она велась без компьютеров, проекторов и прочих чудес современной техники. Вопросы были почти сплошь «сухими», а редкие текстовые или графические задания («картинки») раздавались командам на листочках. Музыкальные вопросы вообще отсутствовали как класс.
Постепенно, с годами игровые технологии развивались, все более включая в себя информационные технологии, методика проведения игр оттачивалась. В 2007 году была проведена первая игра на базе нескольких школ Западного округа Москвы, она называлась «Ступеньки». В 2011 году меня пригласили в Московский Дворец пионеров и предложили проводить игру на городском уровне. Именно тогда появился московский общегородской школьный турнир по интеллектуальным играм, который мы назвали «Кубок Воробьевых гор».
- Сколько детей за год принимают участие в играх?
- Первый наш Кубок в 2011-2012 учебном году разыграли около 200 московских школьников, то есть чуть более 30 команд. В следующем сезоне в турнире приняли участие порядка 700 детей. А в прошлом - уже около 7000 учащихся из 150 школ, гимназий и лицеев, и не только московских, поскольку Кубок Воробьевых гор имеет статус открытого турнира.
Разумеется, наши залы не могут вместить несколько тысяч игроков, поэтому полсотни школ стали так называемыми дополнительными площадками: они проводят отборочные игры Кубка в родных стенах, зачастую приглашая и соседей.
И это не предел, мы с каждым годом растем и развиваемся!
- Как строится каждая игра?
- Мы придумали, а со временем доработали и отшлифовали такую структуру: каждая игра состоит из нескольких (как правило, 3-4) конкурсов, где используются вопросы разного формата. Каждый конкурс оценивается по-своему.
Что это значит? Первый конкурс - разминка, состоящая из простеньких вопросиков типа «Своей игры», с 15 секундами на раздумывание и 1 баллом за правильный ответ. Например: «Именно этот российский император прорубил окно в Европу», «Именно в этом году была открыта Америка»...
Кстати, помните, в каком? Правильный ответ - в 1492-м.
А теперь попробуйте забыть этот факт.
Забегу немного вперед: последний конкурс - некоторое подобие игры «Что? Где? Когда?», точнее, так называемый спортивный ее вариант. Нет никакого волчка, команды играют все сразу, ответы после минуты обсуждения сдаются жюри в письменном виде, 3 или 4 балла за верный ответ... В общем, со стороны смотреть довольно скучно. Но вот играть!
Однако самые, как мне кажется, интересные конкурсы - посередине между разминкой и «ЧГК». Наше, можно сказать, изобретение. Это может быть, например, кино- или музыкальный конкурс - звучат отрывки из песен, и к ним задаются вопросы. Скажем, тема игры «Фауна». Все помнят детскую песенку «В лесу родилась елочка». А все ли помнят, сколько животных упомянуто в песне? Есть такие, кто вспоминает только зайца и волка, забывая «лошадку мохноногую», но бывают и зоологические новации: в тот же ряд включают «на дровнях мужичка». Ну нет такого зверя - «мужичок» - в мире животных!
Мы заранее объявляем темы отборочных игр, чтобы участники могли подготовиться: читать книги, бродить по музеям, в Интернете покопаться, смотреть фильмы, слушать музыку. А вот полуфиналы и финалы темы не имеют, дабы игроки могли сполна проявить эрудицию и интеллект.
Конечно, мы учитываем возраст. Например, вопросы, связанные с химией, нельзя задавать 6-му классу, потому что этот предмет начинается с 8-го. Спрашивать что-нибудь у пятиклассников про Евгения Онегина тоже несуразно - это материал 9-го класса.
- Кто придумывает задания?
- Все задания придумываем мы дуэтом: я и мой коллега, главный редактор проекта Евгений Игоревич Нехаев. Вместе определяем темы, типы, количество конкурсов, даже порядок следования вопросов. Но, разумеется, используем и разделение труда: Евгений занимается технической стороной - подбором иллюстраций, «нарезкой» музыки и кинофрагментов, монтажом всего материала в удобные блоки.
На мою долю как руководителя проекта досталась организационная часть.
- Что дает ребятам участие в турнире?
- Прежде всего игра заставляет ребят думать. Желательно своей головой. Они учатся работать в команде, понимать друг друга с полуслова, принимать нестандартные решения, искать ответы на самые разные задания в условиях ограниченного времени.
И тем не менее, как мне кажется, самое главное все-таки не это. Я всегда заканчиваю игру словами: «Надеюсь, сегодня вы узнали что-то новое и интересное». Однако самое главное - участие в турнире дает не только сами по себе новые знания. Игроки учатся добывать знания самостоятельно, получив на игре внутренний стимул, о котором сказано в русской поговорке: «Охота пуще неволи». Если некий среднеарифметический московский школьник стал добывать знания по собственной воле, иногда даже с удовольствием, считаем, что наша задача выполнена.
- Где найти информацию о Кубке Воробьевых гор?
1. На официальном сайте: vg.mskobr.ru/elektronnye_ servisy/useful_links/igry_ razuma.
2. На страничке «Кубок Воробьевых гор» в Фейсбуке.