К главным элементам правовой грамотности школы относятся качество правовых компетенций участников образовательных отношений и качество нормативного сопровождения деятельности школ.
В последние годы уровень правовых знаний и умений участников образовательных отношений в Москве значительно вырос. Этому способствовало развитие системы профессионального и дополнительного профессионального образования управленческих и педагогических команд московских школ. Сегодня МГПУ и МИОО реализуют обучающие программы, нацеленные на развитие правовых знаний директоров, заместителей и учителей. Московский центр образовательного права со своей стороны также включен в эту общую работу. Центр на постоянной основе проводит практико-ориентированные семинары для различных категорий работников образовательных организаций, которые затрагивают темы образовательного, трудового, гражданского и иных отраслей законодательства.
Правовая подготовка интегрирована с системой оценки квалификации претендентов на руководящие должности в образовательных организациях. Профессиональные знания директора и его управленческой команды в Москве проверяются в ходе аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций. Блок заданий, связанных с нормативно-правовой основой деятельности, готовится с участием специалистов Московского центра образовательного права. Пройти такую аттестацию нелегко. От кандидатов требуется точность ответов с опорой на конкретные действующие правовые документы.
Описанные возможности позволяют создавать управленческую команду, которая способна эффективно и ответственно распорядиться правами, свободами и внушительными ресурсами современной московской школы!
Своими особенностями обладает подход московского образования к формированию правовой грамотности обучающихся. Она формируется поэтапно в ходе освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ, а также через активное включение детей в непосредственное управление образовательными учреждениями: в каждой московской школе созданы советы обучающихся, ученики являются полноценными членами управляющих советов школ, во многих организациях ведут работу волонтерские объединения.
Центр права предложил дополнить сложившуюся модель правового воспитания школьников практико-ориентированным форматом. Так зародилась идея создать клуб «Юный правовед», на заседаниях которого ребята не только узнают о своих правах и обязанностях, но и учатся принимать правильные решения на примере конкретных жизненных ситуаций. Проект был реализован центром совместно с ассоциацией «Межрайонный совет директоров образовательных организаций «Южные горизонты-1» и школой №630.
Совершенно очевидно, что, чем лучше дети знают свои права и чем лучше они умеют их применять на практике, тем ответственнее и надежнее становится школа при удовлетворении образовательных потребностей.
Своими отличительными чертами обладает работа системы московского образования по нормативному сопровождению деятельности школ.
В связи с тем что московская школа сегодня является многопрофильным и многоуровневым образовательным комплексом, существенно возросли ее права и обязанности. Повысился уровень ответственности за каждое решение. Поэтому школам потребовались профессиональные и сбалансированные документы правового характера, которые помогли бы им без риска концентрироваться на вопросах развития и максимального удовлетворения социального запроса. И Московский центр образовательного права организует юридическую среду сопровождения образовательных организаций, которая помогает оснащать школы примерными формами локальных актов, алгоритмами осуществления основных процессов и в случае необходимости способна оказывать оперативное юридическое консультирование.
На этой основе Центр права совместно со школами решает на профессиональном уровне задачи, которые позволяют создавать дополнительные возможности для получения качественного образования.
В завершение темы необходимо добавить, что дальнейшее укрепление правовой грамотности школ во многом будет определяться уровнем ответственности каждого учреждения перед москвичами в условиях максимальной автономии, которой обладает каждая московская школа.

Юрий ТАРАСЕНКО, директор Московского центра образовательного права