За шесть лет в Москве появилось 279 новых детских садов и школ. Часть из них построена за счет средств бюджета города, а часть в рамках средств инвесторов.
В новом учебному году открылось 6 детских садов на 1625 мест и 8 общеобразовательных школ на 7825 мест, а также в 10 зданиях произведен капитальный ремонт.
Каждое строящееся здание по-своему уникально и неповторимо.
Самая большая школа
в России
В День знаний в районе Некрасовка на Юго-Востоке города открылась самая большая  не только в Москве, но и в России школа на 2100 учеников, построенная за счет средств городского бюджета.
В Некрасовке активно строится жилье, поэтому мэр Москвы С.С.Собянин принял решение построить новую школу.
В центральном блоке школы разместятся спортивные и актовые залы, столовая, библиотека. В боковых корпусах будут учебные кабинеты и зоны отдыха.
Школа будет включать блок начальных классов на 800 человек, основную и среднюю школу на 1300 учащихся. Между собой блоки объединяются общими помещениями без пересечения потоков.
Экспериментально-планировочные решения помещений первых классов с мобильными перегородками (при необходимости) могут обеспечить трансформацию в групповые помещения дошкольных групп.
Применена экспериментальная технология в изучении иностранных языков - создание зоны языковой среды с лингвистическими помещениями.
Впервые в основной и старшей школе предусматриваются учебные кабинеты по естественным наукам (физика, химия, биология), совмещенные с практикумами, площадью по 100 кв. м каждый.
Наличие лекционных аудиторий для проведения внеклассных занятий. Возможность трансформировать часть рекреаций в аудитории при помощи мобильных перегородок.
Экспериментальные решения применяются также при планировке спортивных залов. С помощью жестких трансформируемых перегородок (высотой 7,5 м) помещение спортивного зала делится на две секции для одновременного проведения занятий различных классных групп (в стандартных решениях применяется сетка).
Кроме этого, в здании школы размещаются актовый зал на 775 мест в форме бриллианта с эстрадой, артистическими, техническим центром, мобильный актовый зал многогранной формы для начальной школы на 475 мест с эстрадой, помещения для проектной деятельности, группы помещений свободного творчества: кружок изобразительного искусства с инвентарной комнатой, юннатско-биологический кружок, помещение для информационных технологий, фото- и компьютерного дизайна, радиостудия, пресс-центр и шахматный класс.
В актовых залах применяется автоматизированная телескопическая трибуна с креслами, которая состоит из нескольких уровней. Автоматическое складывание трибуны с помощью электропривода позволяет освободить зал под многофункциональное помещение.
Экспериментальные технологические решения используются при проектировании библиотеки. Совмещенные помещения читального, демонстрационного, конференц-залов и хранения книг располагаются в едином пространстве.
Пищеблок расположен в основном здании школы и обслуживает одновременно два обеденных зала с разделением потоков на 400 (начальная школа) и 650 (основная и старшая) посадочных мест.
Здание и территория школы полностью приспособлены для обучения детей МГН групп мобильности М1-М4, оборудованы мебелью, учебным и интерактивным оборудованием, спортивным инвентарем и всем необходимым для начала учебной деятельности.  
На территории школы располагаются спортивное ядро с беговой дорожкой, столы для пинг-понга, площадки для бадминтона, поле для мини-футбола, баскетбольная площадка, площадки для отдыха и школьной линейки, пешеходные дорожки.
Еще одна крупная школа на 2500 мест с кванториумом планируется к строительству в рамках развития территории АМО «ЗИЛ» за счет средств бюджета города. Это крупнейший комплексный проект развития промышленных территорий не только в Москве, но и в мире.
В настоящее время по данной школе разрабатывается проектная документация. Ввести в эксплуатацию школу планируется в 2019 году.
Чем будет отличаться эта школа от школы в Некрасовке - пока маленький секрет. И до утверждения проектной документации раскрывать это было бы не рационально.

Шаговая доступность
Нередко задают вопрос об эффективности строительства школ большой вместимости. Да за такими школами будущее! Такие школы - это как маленький город для детей, где можно не только учиться, но и получать дополнительное образование. Такие школы оснащены последним высокотехнологичным оборудованием.
Анализ демографической ситуации за последнее время показывает прирост населения в городе, что приводит к необходимости увеличения этажности возводимых жилых домов. Чтобы обеспечить шаговую доступность к объектам образования населению, необходимо строить несколько школ проектной мощностью от 800 до 1000 учащихся, что в условиях города не всегда возможно, учитывая дефицит в свободных земельных участках. При этом на каждом школьном участке должно быть построено полноценное спортивное ядро, а также через территорию не должны проходить инженерные сети. И согласитесь, что в таком городе это непозволительная роскошь, когда в районе будет две или три школы, где каждая имеет спортивную площадку, а вынос инженерных сетей - это трудоемкая и дорогостоящая работа.

Новый подход к зданиям образовательных организаций в сложившейся застройке
В условиях плотной городской застройки прорабатываются проекты, где на одной территории, на едином фундаменте будут построены блоки дошкольного и школьного отделений с отдельными зонами выхода.
Проблему недостатка мест помогают решать здания, которые позволяют трансформировать дошкольные группы в помещения для начальной школы (детские сады-трансформеры).
Благодаря своей функциональной многогранности такие здания при необходимости попеременно могут быть начальной школой, детским садом или комбинированным образовательным ядром, сочетающим как дошкольные группы, так и учебный корпус для начальных классов. Здание-трансформер будет менять назначение в зависимости от демографической ситуации в районе. Переоборудование может быть выполнено во время летних каникул и обойдется в гораздо меньшую сумму, чем строительство нового здания.
Такие здания уже имеются в Адресной инвестиционной программе Москвы и появятся в самое ближайшее время.

Новая Москва
На территории ТиНАО в основном ведется строительство за счет внебюджетных средств. С инвесторами проводится работа по составлению технологических заданий, архитектурно-планировочных решений и перечня оборудования с дальнейшей приемкой объекта в эксплуатацию.
За последний год на территории Новой Москвы были построены школы большой мощности на 1650 мест в деревне Рассказовка и 1775 в поселке Сосенское.
Так, в школе на 1775 мест два раздельных входа: для начальной школы (1-4-е классы) и для средней и старшей школы (5-11-е классы).
Проектом предусмотрены основные классы, специализированные кабинеты по естественным наукам, совмещенные с практикумом, мастерские, помещения для аудирования, большая библиотека с медиатекой, зоной читательских мест, бассейн, два больших и три малых спортивных зала, раздельные актовые залы для начальной и средней, старшей школы.
Обеденный зал функционально разделен трансформируемыми перегородками - для начальной школы и средней, старшей школы.
Предусмотрена возможность инклюзивного обучения учащихся с группами мобильности М1-М4. В здании организована безбарьерная среда: лифты, зоны безопасности, выделены места в актовых залах, предусмотрен зал для альтернативных занятий с блоком раздевальных, душевых и туалетов. На каждом этаже предусмотрены туалеты для детей МГН. Душевые и санузлы оснащены специальным оборудованием, в том числе тревожными кнопками.
В бассейне для детей МГН сделан специальный лифт, установлено оборудование для подъема и спуска в чашу бассейна.
Проект разработали, учитывая пожелания педагогов, родителей и будущих учеников. Так, в здании появились стены из ударопрочного плексигласа, которые визуально раздвинули и без того просторные коридоры и наполнили все помещения светом и воздухом.
Здание полностью оборудовано мебелью, учебным и интерактивным оборудованием, спортивным инвентарем и всем необходимым для начала учебной деятельности.  
Здания для дошкольных групп оснащены интерактивными досками, а большинство помещений школ оборудованы таким образом, что в них возможно проводить как традиционные занятия, так и занятия группами.
В каждом кабинете иностранного языка имеется лингафонное оборудование. Помещения новых школ оснащены интерактивным оборудованием и подключены к системе «Московская электронная школа». Кроме этого, в школах классы химии, физики и биологии оснащены высокотехнологическим оборудованием.
Спортивные залы за счет разделения трансформируемой перегородки предусматривают как занятия нескольких классов, так и проведение соревнований.
Актовые залы приспособлены для проведения культурно-массовых мероприятий и лектория.
Помещения библиотек преобразованы в крупное медийное пространство.

Яна СТРЕТОВИЧ, начальник ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции ДОгМ