Наибольшее влияние на развитие системы оказали следующие факторы:
- принятие в 2012 году Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- принятие государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы (Столичное образование)»;
- внедрение пилотного проекта развития общего образования в Москве;
- изменение структуры образовательных организаций.
Благодаря указанным изменениям московские школы выросли и по состоянию на сегодняшний день представляют собой крупные и  самостоятельные многопрофильные комплексы, способные оперативно решать стоящие перед городом задачи.
В целях дальнейшего развития московских школ начиная с 2014 года Департаментом образования города Москвы, одним из первых органов исполнительной власти города, начато широкое внедрение городских информационных систем в повседневную деятельность, что являлось важным шагом, ведущим к прозрачности и повышению качества оказываемых жителям города Москвы услуг.
Уже сегодня невооруженным глазом можно наблюдать результаты проделанной работы:
- существенно повышено качество предоставляемого образования, что из года в год подтверждается московскими школьниками на всероссийских и международных олимпиадах, а также возросшим количеством медалистов и сдавших ЕГЭ с наивысшим баллом;
- средняя заработная плата педагогического работника увеличилась более чем в полтора раза;
- существенно увеличилось количество московских школ, входящих в Топ-500 лучших школ России, и так далее.
В целях дальнейшего развития московских школ с 2017 года Департаментом образования города Москвы начата реализация проекта по долгосрочному планированию бюджета школами.
В чем заключается суть проекта? Для того чтобы понять это, перенесемся в 2011 год.
В декабре 2011 года принят закон о бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. Расходная часть бюджета стала отражаться с учетом государственных программ города. Она составляет до 90 процентов бюджета.
Переход на трехлетнее (среднесрочное) планирование с учетом утвержденных государственных программ позволил органам исполнительной власти города более четко видеть стоящие перед ними перспективы, повысить их ответственность и самостоятельность, а также перейти от политики управления бюджетными ресурсами к управлению результатами.
Переход на трехлетнее планирование также позволил органам исполнительной власти города уйти от проблем, присущих методу годового планирования, основными из которых являются:
- отсутствие перспективного планирования;
- отсутствие возможности реализации долгосрочных государственных контрактов.
Вернемся к московским школам.
Сегодня средний типовой образовательный комплекс насчитывает около 3 тысяч обучающихся и воспитанников, от 210 сотрудников, расположенных в 6 и до более двух десятков различных зданий, с годовым бюджетом около 460 миллионов рублей.
Оценка эффективности расходования столь существенных ресурсов в отношении каждой отдельной школы проводится с различных точек зрения - от места в рейтинге до состояния материально-технической базы.
До настоящего времени московские школы имели возможность реализовывать перспективные планы развития и крупные мероприятия развития только за счет средств конкретного учебного периода и накопленных ранее средств. Исходя из этих условий школы планировали реализацию различных проектов «на завтра» при наличии реальной потребности в них «сегодня».
На решение указанной проблемы и направлен рассматриваемый нами проект. Школы Москвы получают возможность не только планировать свою деятельность, но и управлять ее результатами через управление финансовыми ресурсами, в том числе и планируемыми.
С точки зрения классической экономической теории школа является предприятием, основная цель которого - оказание услуг в сфере образования.
Главной отличительной особенностью школ сегодня является возможность оказания услуг по государственному заказу, выраженному в государственном задании, отражающем количественные и качественные показатели государственных работ и услуг. Государство в свою очередь гарантирует оплату оказанных услуг в заранее оговоренных размерах и сроки, предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания. Порядок расчета размера субсидии на выполнение государственного задания в части государственных услуг четко определен, что позволяет школе составлять прогнозы на долгосрочный период.
Перечень и объемы услуг, оказываемых за плату физическим и юридическим лицам, школа определяет самостоятельно, исходя из уставных целей и возможностей школы максимально удовлетворить потребности населения в освоении программ дополнительного образования.
Структура и характер расходов определяются образовательными организациями самостоятельно с соблюдением норм, определенных законодательством.
Для определения плановых значений каждого вида расходов образовательной организации необходимо и достаточно иметь утвержденную программу развития образовательной организации, а также спланировать объемные показатели текущей деятельности (прежде всего контингент обучающихся).
В рамках реализации проекта уже сегодня московские школы получили уникальные возможности:
- отражение планируемых объемов финансовых ресурсов в городских информационных системах, используемых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
- реализация программы развития учреждения;
- осуществление расходов на реализацию значимых для системы московского образования мероприятий за счет денежных средств, перераспределенных между годами всего планируемого периода, и многое другое.

Иван СТЕПАНОВ, начальник управления финансового планирования и финансирования государственного казенного учреждения  «Центр финансового обеспечения Департамента образования города Москвы»