​Инфраструктурой информационного общества является новая «интеллектуальная», а не «механическая» техника. Социальная организация и информационные технологии образуют «симбиоз».
Дмитрий Иванов, «Феномен компьютеризации как социологическая проблема»


Отсутствие границ обучения
Но едва ли можно переоценить значение внедрения МЭШ для особой категории московских школьников - детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика работы с детьми-инвалидами связана не только с достаточно жесткой регламентацией и структурой каждого урока и образовательного процесса в целом, но и с периодическим (а иногда систематическим) отсутствием детей в школе по причине отъезда на реабилитацию, пребывания в медицинском учреждении, физической потребностью в дополнительном выходном дне.
В Москве реализуется ряд проектов, направленных на обеспечение права на образование ребенка с ОВЗ, вынужденно находящегося на надомном обучении или в медицинском стационаре. Например, ГБОУ «Технологии обучения» много лет обучает своих школьников с инвалидностью в дистанционной форме, а широко известный совместный проект «УчимЗнаем», реализуемый в онкоцентре имени Димы Рогачева, стал обособленным структурным подразделением школы №109. Но эти проекты пока, к сожалению, единичны. Для юных москвичей с инвалидностью не редкость ситуации, когда долгосрочный отъезд в санаторий становится причиной значительного пропуска школьных занятий и зачастую приводит к появлению глубокого пробела в знаниях, восстановить который в течение учебного года бывает очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. Нередко в разговорах с родителями можно услышать печальное: «Нам приходится выбирать между образованием и реабилитацией». Действительно, для ребенка-инвалида лечение и реабилитация - это нелегкий труд, а родители просто не имеют возможности заменить собой школу в период лечения. Не все родители являются педагогами, и уж точно не все родители могут быть еще и дефектологами.
МЭШ, по своей сути, направлена на решение всех этих проблем путем внедрения в обучение современных средств связи. Становится совсем не важным, где проходит урок - непосредственно в школе или в реабилитационном центре в другом регионе. Важнее то, что у ребенка должен быть собственный гаджет, дающий возможность стереть географические границы и расширить образовательное поле.

Открытость обучения
Кроме очевидных преимуществ в устранении физических границ обучения, МЭШ может служить своеобразным катализатором развития школы. Этот эффект достигается путем введения открытого и прозрачного образовательного процесса.
По российским законам любая образовательная организация в нашей стране должна обеспечить всем детям, независимо от их особенностей и состояния здоровья, равный доступ к образованию. Уже сейчас стало очевидно, что обычные общеобразовательные школы, в которые приходят дети с сенсорными, физическими и/или интеллектуальными нарушениями, нуждаются в серьезной методической помощи и консультировании. Кроме того, специальный ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, дополняя общий федеральный образовательный стандарт, обладает и собственным своеобразием: отличаются структура и содержание учебного плана, а некоторые предусмотренные этим стандартом учебные предметы совершенно нетипичны для обычной школы. Такие, например, как «Социально-бытовая ориентировка», «Пространственная ориентировка» и пр. Довольно часто к нам, педагогам специальных (коррекционных) школ, обращаются за помощью и консультациями наши коллеги из обычных образовательных учреждений. Например, часто бывает непонятно, каким образом организовать образовательный процесс в случае пролонгированного периода обучения (вместо 4 лет начальной школы добавляется один дополнительный год). Каким образом объяснить слабовидящему ребенку свойства объемного куба, а слабослышащего научить различать литературных персонажей Жучку и сходную по произношению Щучку? Накопление образовательного контента, созданного учителями-практиками, может стать хорошим подспорьем в решении многих проблем. Любая школа - от гимназии до коррекционной - сможет транслировать свои специфичные приемы и методы работы, которые благодаря современным информационным технологиям станут доступными для любого другого образовательного учреждения. Развивая МЭШ, московский Департамент образования активно содействует раскрытию авторских методик и приемов работы, которые будут эффективны не только в рамках одной школы, но и всей системы образования. В перспективе на платформе МЭШ можно будет готовить не только конспекты уроков, но и конспекты занятий учителей-дефектологов, что создаст прочную основу работы с любой категорией детей в любой школе.

Технологизация обучения
Не секрет, что школы отличаются консерватизмом, поскольку надежный инструмент обучения формируется годами непрерывного оттачивания найденных педагогических методик. Но если обычные школы консервативны, то школы, где обучаются дети с ОВЗ, - это «консерваторы консерваторов». Преимущества надежных способов обучения детей с нарушениями развития оборачиваются некоторой ригидностью устоявшихся педагогических практик. В то же время образовательный процесс для детей с ОВЗ должен обеспечивать современный уровень обучения. Всего лишь 10 лет назад в школах для детей с ослабленным зрением наглядные схемы и изображения увеличивали вручную, перерисовывая мелкие изображения в более крупном формате. Сегодня подобные ухищрения кажутся дикостью, поскольку с помощью современных информационных технологий изучаемый объект можно виртуально приблизить или отдалить, используя 3D-графику, можно рассмотреть его в объеме или просто разобрать по слоям.  
Благодаря объемной сетевой структуре МЭШ образовательный контент можно не только создавать собственными силами учителей конкретной школы, но и брать в Интернете готовые пособия. В школе для детей с нарушением зрения наглядный образовательный контент - основа образовательного процесса. Преимущества сетевой структуры, облачных технологий и практически безграничной объемности образовательного контента МЭШ расширят границы педагогической практики, а значит, создадут благоприятные возможности для получения полноценного образования для любого ребенка. Сама по себе технологизированная форма обучения сделает процесс обучения более интересным и насыщенным. А с точки зрения развития и роста профессионализма педагогического коллектива даст возможность преодоления регидности педагогической практики, создаст новые связи и новые возможности для субъектов педагогического пространства.

Специальное образование и МЭШ
Нужны ли суперсовременные технологии и, в частности, МЭШ ученикам и педагогам специальных (коррекционных) образовательных учреждений? Именно этот вопрос стал дискуссионным на презентации МЭШ в нашей школе. Отвечая на него, необходимо вспомнить о миссии коррекционной педагогики - помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в реализации их права на полноценное и качественное образование. Эта миссия диктует однозначный ответ: да, нужны, и как можно быстрее!
Яркий пример этому - электронные учебники.  Отношение к электронным учебникам в московских школах было неоднозначным: кто-то говорил, что они необходимы, кто-то сомневался. А мы просто взвесили на обыкновенных весах наши учебники для слабовидящих детей, напечатанные увеличенным шрифтом - вместо одной книги, как правило, три, а то и четыре. Взвесили и обнаружили, что средний вес учебников для одного учебного дня одного ученика нашей школы составил около 12,5 кг.  А если к учебникам прибавить еще и распечатанные увеличенным шрифтом дополнительные рабочие тетради, то становится понятно, что без замены обычных бумажных учебников и учебных пособий на электронные нашим детям будет слишком тяжело, причем в прямом, физическом смысле.
Но главное, конечно, не вес учебников. Их архаичность лишь часть гораздо более серьезной и важной проблемы. Главное - в устаревшей логистике образовательного процесса, в устаревших способах его организации, которые ситуативно могут включать, а могут и совсем игнорировать мощнейшие электронные инструменты, доступные современному человеку. Смена педагога, потеря тетради с конспектом уроков, случайно порванное бумажное учебное пособие - все это раньше могло стать тяжелым испытанием для детей, педагогов и школы. Оцифровка уроков, учебных пособий, широкое использование информационных технологий, перевод в цифровой формат всей логистики школы - все это, несомненно, даст мощный импульс для развития образовательного учреждения, профессионального роста педагогов, активизации интеллектуальной активности учащихся. И это особенно важно для коррекционной школы. Наша цель - дать ребенку такой арсенал знаний, чтобы в будущем он смог на равных конкурировать со здоровыми людьми, в том числе на рынке труда. Но для реализации этой цели нужно создать оптимальные условия для обучения и развития каждого отдельного ребенка. Десять лет назад таким инструментом стал ЕГЭ, который дал возможность независимой и беспристрастной оценки знаний, результаты которой не были обусловлены названием школы или индивидуальными особенностями здоровья экзаменующихся. Пять лет назад начал свое бурное развитие Московский центр качества образования, давший возможность получения объективной оценки качества знаний, получаемых ребенком на разных этапах и ступенях обучения, независимо от номера и названия школы. Следующий шаг в этом направлении - МЭШ, который даст нашим детям новые, широкие возможности равного доступа к образованию и новые шансы на полноценную и счастливую жизнь.

Павел СУВОРОВ, директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №2, ментор Ассоциации «Менторы столичного образования»