На Белитунге можно жить в лодке. Так делают многие рыбаки и их дети. Не на белокрылой яхте, как, скажем, в Монако, а в утлой, похожей на плотик лодчонке. Спать на ее просмоленном дне, пропахшем рыбой, тиной и йодистым дыханием океана. Волна, как листьями, шуршит золотым песком, убаюкивая твои сны. Вместо крыши - звездное небо, а если зной или ливень - брезентовый полог, закрепленный по углам на четырех бамбуковых шестах.
Лодка - дом на воде. В лодке можно делать уроки, гладить школьную форму, варить рис, штопать рыбацкие сети. Из лодки дети идут в школу, а папа и мама - на работу. И в лодку же возвращаются. Лодка - дом, «моя крепость», а весь остров (Индонезия стоит на 17804 островах, 7870 из которых имеют названия, а остальные безымянные) - твой мир, не расчерченный на улицы, кварталы и прочую скучную логистику. Есть джунгли и океан. Разве это хуже каменных джунглей мегаполиса?
Здесь, у кромки Индийского океана, так живут бедняки (которые, впрочем, не считают себя таковыми, они свободны телом и духом), а в той же Голландии, например, или Англии, в Амстердаме или Лондоне, имея роскошную квартиру, модно жить в собственной лодке или на небольшой уютной яхте, гордым лебедем украшающей каналы Амстела или Темзы.
Можно жить в лодке на берегу океана. Но лучше в собственном доме на сваях и с высокой крышей. Сваи поднимают жилище над землей метра на полтора-два. Так безопаснее. Традиция, замешанная на страхе предков, - в поселок на ночную охоту могли пожаловать вечно голодные обитатели джунглей: тигры, ягуары, львы, шакалы, копьеголовые змеи... И даже пекари. Так мирно и «вкусно» называют диких кабанов, обожающих разорять деревенские хранилища овощей и фруктов.
Сейчас такие случаи редкость, но осталась традиция строить дома на бамбуковых сваях, из ротанга и пальмы, с высокой седловидной крышей из деревянной черепицы, толстого слоя травы или листьев пальмы. Без единого гвоздя! Все детали скреплены деревянными шипами, надежно угнездившимися в глубоких пазах, и ротанговыми канатами толщиной с палец.          
С десяток таких «скворечников» на сваях - уже деревня. Или деса, как ее тут называют. Деса стелется вдоль дороги рассыпанными из лукошка джунглей кубиками. По дороге пылит микроавтобус, который собирает детей в школу. А если недалеко, то можно пешком, срезая путь по тропинке, проложенной в зарослях тростника и бамбука. Для местных мальчишек и девчонок джунгли в окрестностях деревень, как для наших, российских, парковая аллея возле дома.
Географию и животный мир родного края дети Явы, Суматры, Белитунга, Сулавеси и других больших и крохотных островов Индонезии могут изучать не по учебникам, а вживую. Хотя, конечно, есть и учебники, и школьная форма, которая у многих, даже самых окраинных школ, своя.
Индонезию не назовешь образцом высокого качества образования, хотя система, по которой до сих пор обучаются школьники и студенты этого сказочного царства островов, досталась индонезийцам от их суровых колонизаторов - голландцев.
По официальным данным, уровень грамотности среди взрослого населения Индонезии  составляет 92%. Образование в Индонезии трехуровневое - начальное, среднее и высшее. Обязательными являются шесть лет начальной школы и три года средней школы.  
С трех лет дети (в основном городские) могут посещать детский сад. Здесь ребенка подготовят к школе, но, учитывая, что из 49000 детских садов в Индонезии 99,35% являются частными, далеко не все родители могут позволить себе дать ребенку дошкольное образование. Детский сад  в зависимости от возраста детей подразделяется на два класса - класс «А» (3-4 года) и класс «Б» (4-6 лет).
Учебный год и в школах, и в вузах начинается в июле. В учебном году два семестра. В первый класс ребенок идет в 6-7 лет, а оканчивает шестилетку в 11-12.
Большинство начальных школ являются государственными (около 93%). На данном этапе продолжительность обучения совпадает с системами образования в США и Австралии. Некоторые школы предлагают ученикам ускоренные курсы обучения за пять лет. Обязательны по закону и гарантированы Конституцией еще три года средней школы, которую оканчивают в 14-15 лет.
Аналогичные по срокам обучения ступени школьного образования предусмотрены для учащихся, намеренных получить исламское образование в медресе. (Индонезию называют страной «мягкого ислама». Но индонезийку в шортах или с обнаженными руками и без косынки здесь не встретишь.)  
Средняя ступень образования делится на два типа - высшее среднее образование (колледж) и профессиональное (что-то типа наших ПТУ). Отучившись три года в средней школе первой ступени, выпускники сдают национальный экзамен и получают сертификат о начальном (базовом) образовании. Все. После этого юноши и девушки могут с полным моральным и юридическим правом забросить учебники в самый дальний угол.
В Индонезии порядка 6800 средних профессиональных учебных заведений. Большинство из них за последние годы заметно преобразились. Из некогда своего рода отстойников для бесперспективных учащихся, отсеянных системой начального образования, они превратились в учебные заведения, ориентированные на подготовку высококвалифицированных кадров для развивающейся экономики страны.
По свежим данным, процент посещаемости в средней школе для возрастной группы от 13 до 15 лет составил 85%. Продолжить обучение в старшей школе смогли лишь 55% потенциальных учащихся в возрасте от 16 до 18 лет. Тем не менее прогресс налицо (чем индонезийцы справедливо гордятся!) - за последние 15 лет этот показатель вырос на 10%.
Можно продолжить образование в так называемой старшей школе. 10-12-е классы. Правда, уже за деньги.
После окончания старшей школы можно смело поступать в высшее учебное заведение. Вузы делятся на три категории - университеты, институты и академии. После окончания вуза получить степень D3 (младший специалист), D4 (бакалавр), S2 (магистр) или S3 (доктор).
Высшие учебные заведения регулируются Министерством национального образования Индонезии. Государственные университеты финансируются правительством. На образование из бюджета выделяется около 3,7% государственных ассигнований.
К числу крупнейших и наиболее престижных университетов страны относится Университет Индонезии (УИ) в Джакарте. В середине XIX века голландская администрация создала школу для подготовки медработников с сертификатом о базовом медицинском образовании. Школа постепенно преобразовалась сначала в Институт высшего образования Республики Индонезия с тремя факультетами, затем во временный университет и наконец в полноценный государственный университет.
Еще один старейший вуз страны - Университет Гаджах Мада - был основан в первые годы независимости Индонезии, в декабре 1949 года.
Между МГУ имени Ломоносова, Дипломатической академией, МГТУ имени Баумана и Университетом Индонезии существует специальное соглашение об обмене учащимися.

Джакарта - Москва