В преддверии нового учебного года, когда во всех школах проводятся анализ результатов и планирование будущей работы, деятельность заместителей директоров по управлению качеством образования направлена на поиск подходов для построения объективной и надежной внутренней системы оценки качества образования. Для помощи коллегам в этом Ассоциация по управлению качеством образования организовала летнюю школу, девизом которой стала фраза: «Курс на объективность».
Учениками летней школы стали заместители директоров московских школ, а также представители пяти регионов России.  «Расписание уроков» было составлено так, чтобы за два дня «ученики» посетили 12 уроков, 2 дискуссионные площадки и консультации. Надеемся, что материалы занятий будут полезны для подготовки отчета о самообследовании, разработки программы ВСОКО, использования ресурсов мегапроекта «Московская электронная школа», проведения внутренней экспертизы образовательной программой.
Ведущие эксперты ассоциации представили свой опыт по управления качеством образования, рассказали о планировании внешней и внутренней оценки в своей школе и о том, как организовать контроль разработки и реализации образовательных программ. Главной темой всех выступлений стали поиск и осмысление инструментов оценки качества образования, направленных на повышение объективности внутренней системы оценки качества образования.  
В рамках мастер-классов, коуч-сессий и дискуссий ученики летней школы решали реальные кейсы, которые помогут выстроить на основе соотнесения результатов внешнего, независимого, и внутреннего оценивания эффективную систему оценки, которая позволит отслеживать динамику результатов каждого ученика.
- На занятиях в летней школе был представлен материал, необходимый для планирования и структурирования деятельности заместителя директора по управлению качеством образования. Огромная благодарность преподавателям, которые в интерактивной форме продемонстрировали инструменты достижения объективности внутренней системы оценки качества образования. Выступления наших коллег из регионов на дискуссионной площадке вызвали неподдельный интерес. Эти два дня были насыщенными и информативными, - отметила заместитель директора по управлению качеством образования школы №236 Людмила Лычагина.
 Участниками летней школы стали 212 человек. Это заместители директоров московских школ и гости из Волгограда, Челябинска, Нижнего Новгорода, Брянска и Обнинска. Коллеги из регионов оценили опыт Москвы и выразили желание применить его на практике в образовательной системе своего города.
- Несколько месяцев назад представители Московского центра качества образования приезжали к нам в город и представляли модель столичного образования, - рассказывает директор гимназии №1 Брянска Александр Кравченко. - Она меня заинтересовала. Я попросил коллег тоже пригласить нас в Москву, чтобы посмотреть, чем столичная система оценивания знаний конкретного ученика отличается от нашего опыта. Нас заинтересовала независимая оценка качества образования. В Брянске, к сожалению, пока такая система не налажена, а родители при этом хотят знать реальные знания ребенка, видеть объективную оценку результатов. Полученный в рамках летней школы опыт организации независимой оценки качества станет основой для развития эффективной внутренней системы оценки качества образования в нашей школе.  
- Московский опыт полезен тем, что здесь систематизированы все мониторинговые исследования и оценочные процедуры, - констатирует начальник отдела оценки качества образования Учебно-методического центра Челябинска Любовь Кемерова. - И эта система очень хорошо представлена на сайте Московского центра качества образования. Также очень привлекательно, что в Москве создана Ассоциация по управлению качеством образования. В Челябинске мы тоже используем многоуровневую систему оценки, что позволяет нам оперативно и объективно получать картинку о качестве знаний в школе и о динамике образовательных достижений учащихся. Но слабое звено в работе нашего города - это оценка метапредметных результатов. Мы пока не понимаем, как до конца сделать этот процесс объективным и эффективным. Это стало одной из главных причин моего посещения летней школы.
- Интересно, что в Москве есть отдельная должность - заместитель директора по управлению качеством образования, который занимается внутренней системой оценки качества образования, - заметил учитель информатики лицея №7 Дзержинского района Волгограда Артем Данилькевич. - В Волгограде этим направлением занимаются разные заместители директоров.  Также опыт столицы хорошо представлен с точки зрения независимой оценки качества образования. У нас этот процесс происходит несколько сложнее в связи с меньшим количеством соответствующих аккредитованных центров. В Москве же независимая оценка регламентирована и входит в циклограмму реализации учебного процесса.

Василий ЛЕВЧЕНКО, председатель Ассоциации по управлению качеством образования, директор школы №1206