​Использованы материалы Владимира Головнера, учителя химии средней школы №1539 Москвы, и полевой газеты «Алтай-Болтай».

Основная идея проекта наших экспедиций очень простая. Учителя летом вместо отпуска продолжают работать, а ученики вместо каникул продолжают учиться. Но, понятно, происходит это в очень необычной форме, которая и заставляет нас посвятить экспедиции свое летнее время. Просто каждый из нас, собравшихся в экспедиции учителей, умеет не только преподавать свой предмет, но и применять его для конкретных практических целей в полевых условиях - например, научить школьников конструированию у живых организмов, определять кислотность почвы, измерять чистоту воздуха, глядя при этом на лишайники, или выяснить, почему Алтай называют Алтаем и какой народ его так назвал.
Вся работа в течение четырнадцати дней (такова в этом году продолжительность рабочей части экспедиции) ведется в полевых условиях. Мы жили в палаточном лагере прямо на природе. А еще экспедиция всегда предполагает изыскания, которые проводились в течение четырнадцати дней. Ребята отправились на поиски сокровищ природы. Каждый день работал полевой пресс-центр, который с помощью группы ребят и педагогов выпускал ежедневные полевые газеты с шуточным названием «Алтай-Болтай» и вечерние новостные телепрограммы «Такса» - так читается наоборот поселок Аскат, вблизи которого находился экспедиционный лагерь.
За десять учебных дней, а учебные дни со 2 по 13 июля, школьники могли бы успеть поработать в 20 мастерских. Правда, параллельно работе в мастерских мы посещали всякие интересные места в окрестностях, поэтому учебных программ было немного меньше. Алтай уникальная территория и в природном, и в культурно-историческом отношении. Многие считают, что именно здесь сосредоточен духовный центр человечества. Возможно, нам удастся отчасти к этому приобщиться.
За время экспедиции мы побывали в ботаническом саду в урочище Ат-Айыл, совершили путешествие к Камышлинскому водопаду, приобщились к тайнам традиционной культуры народов Алтая на острове Патмос и узнали многое другое.

Ботанический сад
Дорога по Чуйскому тракту вдоль реки Сема заняла немного времени. Мы попали в чудо природы, затерянное в горном ущелье. Собранные со всех частей света растения мирно прижились в этой благодатной местности. Мы ходили босиком по траве и рассматривали декоративные и дикие растения. Пробовали на вкус листья хвойных растений, сравнили вкусы различных пряностей, любовались цветением луговых и горных цветов.
Отдельно нам показали эндемики Алтая, растения, которые можно встретить только здесь. Мы смогли купить местные сборы лечебных трав и отведать вкуснейшие травяные чаи.
Нам удалось побывать в одной из самых значимых православных святынь Алтая - на острове Патмос. До острова нужно было еще добраться. Небольшая узкая козья тропа и очень шаткий подвесной мостик, на который разрешено одновременно вступать не более чем шести паломникам.
Вид с острова открывается феерический - мощная река Катунь и отвесные скальные горы. На небольшом острове расположилась часовня, в которой особо почитаемые самовосстанавливающиеся иконы.
Мы поставили свечи и тем же самым путем вернулись обратно.

Музей алтайского этноса
До музея мы добрались на автобусе. Нас встретила радушная хозяйка из древнего алтайского рода. Дом-музей представлен традиционными юртами, в каждой из которых развернута экспозиция, несущая определенную функциональную нагрузку. Мы попали в первую главную юрту, где расположены подлинные экспонаты, рассказывающие о жизни алтайского народа: предметы быта коренного населения, национальная одежда, культовые атрибуты. Во второй юрте нас познакомили со старейшинами родов - зайсанами. Третья юрта посвящена дружбе, миру и согласию между различными народами, представлены атрибуты и главные символы всех основных четырех мировых религий. В четвертой юрте можно увидеть предметы современного быта алтайца, вещи, необходимые для кочевого образа жизни.

Музей-усадьба Г.И.Чорос-Гуркина
В селе Анос жил и работал первый национальный художник - профессионал среди коренных народов Сибири, основоположник изобразительного искусства Горного Алтая, единственный ученик Шишкина Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Его усадьба находится рядом с сельской школой: деревянный жилой дом, студия-мастерская, небольшой флигель, шестигранный аил, большой сад и пруд.
Хранитель музея в доступной форме, с национальным колоритом рассказал ребятам о жизни и творческом пути мастера, показал нам наиболее крупные произведения: «Белуха», «Хан Алтай», «Озеро горных духов», «Корона Катуни».
Сложная и трагичная, как и вся история нашей страны начала прошлого века, судьба великого творца и политического деятеля уникальна. Картины, написанные художником, впечатляют и притягивают взгляд. Он, словно волшебник, погружает тебя в природную поэзию прекрасного Алтая.

Камышлинский водопад
До прекрасного природного творения мы шли по очень узкой тропе вдоль реки Семы. По дороге нам открывались великолепные пейзажи: нетронутые человеком скалы и уступы, острова со скудной растительностью, горные хребты грядами, уходящие в бесконечность.
Камышлинский водопад - памятник природы. Очень красивый природный объект, представляющий несколько каскадов общей высотой более восемнадцати метров. Несмотря на то что все наше путешествие моросил дождь, нашлись желающие охладить свой пламенный пыл в водах водопада. А хозяева земли угостили нас чаем и пирожками.

Телецкое озеро
Золотое озеро часто называют Алтайским Байкалом. Доехав на автобусе до Артыбаша, мы пересели на небольшой теплоход, который имел несколько открытых и закрытых палуб. Озеро переливалось всеми цветами синего в зависимости от цвета неба. Горные массивы, окольцевавшие водную гладь, туманились вершинами, словно рериховские пейзажи. Оторвать взгляд от этой удивительной картины было невозможно. Капитан судна рассказывал легенды и мифы, связанные с культовым объектом Алтая, о животном мире и об охране от антропогенного воздействия.
Мы добрались до биосферного заповедника и по небольшой тропе поднялись к очень красивому водопаду. Смельчакам удалось окунуться в холодной воде. Дальше наше путешествие продолжилось вдоль северного берега. Но как это было уже не раз, небо на наших глазах покрылось темно-серыми тучами, и неожиданно для всех полетели градины крупнее фасоли. Барабанная дробь по всему телу парохода, кипящее и бурлящее озеро, крупные холодные ледышки, прозрачные снаружи и абсолютно белые внутри, часто влетавшие в окна, черное небо и исчезнувший горизонт - вот неполная картина из фильма апокалипсиса. Но как стихия внезапно началась, так она мгновенно и завершилась. Небо вновь посинело, только горные вершины, обкуренные облаками, напоминали о непогоде. Мы горстями набирали холодные градины на белоснежной палубе и в жаркий день фотографировали отголоски стихии на фоне бескрайних хребтов Алтая. В завершение мы испробовали уху из хариуса и выпили прекрасный цветочный чай из чаги и бадана.

Маралий питомник
На ферму разведения оленей-маралов мы попали случайно. Нас впечатлило одно из самых старейших предприятий Алтая, на котором побывали важные люди нашего государства. Мы не смогли очень близко подойти к красивым животным, так как они разводятся в дикой природе, но зато увидели все уникальное производство.
Благодаря растущему спросу на пантовые продукты - ванны, бальзамы, кремы, слайсы - хозяйство процветает. Большинство призеров Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы пользуются продукцией и оздоровительно-восстанавливающими комплексами. Хоккеист Панарин завсегдатай этого уникального места. Может, это ему и помогает быть всегда в лидерах!
По традиции гостеприимной земли нас угостили местным травяным чаем и деликатесами алтайской кухни.

Учебная программа
Во время экспедиции ученики ежедневно посещали две мастерские.
Насте Родионовой из Москвы понравилась мастерская Петрова Геннадия Савватьевича, учителя года Удмуртской Республики, «Конструкторское бюро живой природы». На занятии преподаватель рассказал о бионике, а потом школьники начали конструировать. Так, Настя придумала целый костюм из природных материалов.
Виктор Бабкин, школьник из Тульской области: «Так как я занимаюсь спортивным ориентированием, то выбрал мастерскую Юлии Максумовны Неволиной, учителя года Пермского края, «Основы картографии». На занятии мы рисовали карту местности. Мы были вооружены планшетами, карандашами, чертежными треугольниками, калькуляторами. Измеряли азимут, рассчитывали расстояние, все вымеряли до миллиметра. В географии любое исследование начинается и заканчивается картой. Любое географическое исследование проходит с помощью карты».
«В мастерской Елизабет Димитровы Бойдевой, учителя из Софии, мы пробовали разговаривать на болгарском языке, говорили об экологии, рассматривали географическую карту Болгарии и знакомились с редкими животными, обитающими в национальных парках», - рассказал Никита Зайчиков, ученик из Тульской области.
«На занятии Светланы Владимировны Кобляковой, учителя года ХМАО, мы ходили в горы. Всем было тяжело, а некоторым было довольно просто. Потом нам рассказывали, как спастись, если заблудился. Еще мы учились разжигать костер из мха и веток. И у нас получилось. Мы учились оказывать первую помощь. Нас научили, как грязную воду из ручья превратить в чистую. Потом мы сами выбирались из леса обратно, было интересно и необычно», - поделилась с нами Алена Бастрыгина, ученица из Красноярского края.
«На занятии Надежды Константиновны Князевой, учителя года Красноярского края, мы узнали значение слов «перспектива», «ракурс», «обратная перспектива». Но самое интересное началось, когда мы стали фотографировать окружающую нас природу - растения, бабочек, лишайники. Потом мы получили задание сделать фотографию, которая должна обмануть зрителя. Было интересно, весело и довольно сложно. Идеи для хорошего фото - дело не из легких», - поделились впечатлениями о занятии ребята из Москвы.
«Сколько интересного и необычного нам подарила мастерская «Топонимика», которую провела Галина Васильевна Семке, учитель года Дона, преподаватель русского языка гимназии №14 г. Ейска! Мы общались с жителями поселков, узнавали о происхождении названий рек, озер, гор, населенных пунктов. Это было захватывающе. Легенды, мифы окутывали мир названий. Мы собрали и записали истории и создали топонимический электронный словарь» - так отозвались о занятии ребята из Алтайского края.
Анна Охременко из Новосибирской области рассказала нам о мастерской Ирины Владиславовны Маркиной, учителя года Адыгеи, «Краски жизни». «Мы посетили безумно интересную и яркую мастерскую. В теоретической части мы узнали, из чего делают натуральные красители. В практической части самым запоминающимся моментом был праздник красок. Мы получали различные красители из природных материалов с помощью моего любимого предмета химии. С занятия мы ушли яркие, веселые и счастливые».

Вечерние программы
На открытии школьникам представилась возможность узнать немного больше об истории создания и проведения нашей летней школы. Владимир Нодарович Головнер, учитель года Москвы, организатор экспедиции, вдохновил ребят на начало исследовательских работ. Прозвучали важные речи из уст заместителя главы региона Михаила Маргачева. Далее произошло знакомство с делегациями, каждая представила интересный номер, вызвав у зрителей незабываемые эмоции и заставив их смеяться. Экспедиторы получили уникальные советы о том, как нужно выживать в полевых условиях. Открытие закончилось традиционно, «качающейся песней» - гимном экспедиции.
В один из вечеров на территории палаточного лагеря состоялась футбольно-волейбольная битва. В схватке сошлись учителя и школьники. Им не мешали ни дождь, который коротко, но с завидным постоянством проливался над экспедицией, ни красавица радуга, на которую сбежались любоваться все участники. По результатам матча по волейболу между мальчиками и мужчинами победу одержала команда учителей. Но в следующем матче преподаватели не смогли повторить успех, победила команда девушек. После двух волейбольных матчей зрителям предложили понаблюдать за интересной игрой - мини-футболом. Битва была очень напряженной, победителя определила только лишь послематчевая перестрелка - пенальти. По результатам юноши победили.

Посвящение
Идея посвящать новичков в экспедиторы появилась в 2006 году. В Астрахани новичкам завязывали глаза, кормили маленьким кусочком хлеба с баскунчакской солью. Все проходили особую полосу препятствий, которая позволяла почувствовать себя героем и сплачивала ребят.
С тех пор повелось, что в каждом новом регионе уважающий себя новичок обязан пройти этот обряд приобщения к экспедиционной культуре. Ребята метались из одного конца лагеря в другой, пытаясь найти станции, обозначенные в путевом маршрутном листе. Задания выполняли все с особым энтузиазмом, так что вскоре можно было сказать: «Один за всех и все за одного!»

Игры регионов
Спартакиада народов экспедиции. Что это? В словаре настоящего экспедитора это трактуется как совокупность соревнований между группами в различных играх. Это ежегодное мероприятие, проводимое в летней школе с целью ознакомления с играми различных регионов России, оно носит развлекательный характер, несмотря на то что в каждой игре есть победитель и проигравший. В этом году были представлены следующие игры: пермская народная игра «Капитошка», болгарская народная игра «Народна топка», удмуртская игра «Быж», казачья игра «Тяни-толкай», алтайская игра «Тонжаан тюгюруш», тверская народная игра «Алтимат».
Во всех играх присутствовали азарт, жажда победы и настоящая экспедиционная дружба. После игры все поздравляли друг друга, жали руки и обнимались. Не важно, победила команда при этом или проиграла. Ведь главное не победа, а участие!

Вечер креатива, или Обмен данными
В экспедиции в последние годы появилась уникальная традиция, которая позволяет школьникам обмениваться своими умениями и навыками с другими участниками. Идея этого мероприятия возникла в 2012 году благодаря Роману Наливкину и Наталье Тихоновой, учителям года Воронежской области. Почему учат только взрослые? Дети ведь тоже могут!
В этом году ребята открыли множество разнообразных станций. Аня Волкова из Москвы учила технологии монтажа видеофильмов. Валерий Карнаухов из Ейска учил ребят читать рэп, а Паша Липайкин сломал мозги всем участникам головоломками. Ярослав Малков из Республики Алтай учил ребят, как правильно стрелять из настоящего спортивного лука, а Галина Булгакова из Москвы провела мастер-класс по фехтованию. Девчонки Виктория Рощупкина, Ольга Тихонова, Рыхтер Полина, Алена Рябцева, Алена Бастрыгина учили ребят самым разнообразным танцам.
Обмен данными - уникальная форма передачи собственного и неповторимого опыта другим людям. К тому же, работая со своими сверстниками, мы можем лучше понять, что и как должны сделать. И вечерний концерт тому подтверждение - все участники мастер-класса доказали, что если захотеть, то можно научиться всего за полтора часа.

День региона
Особое место в расписании экспедиции занимает день региона. К ребятам приезжают специалисты и мастера своего дела, работники заповедников и национальных культурных центров, которые в течение небольшого промежутка времени обучают ребят своему ремеслу. Так, в этом году мы посетили участников ансамбля горлового пения, нас учили играть на варгане, мы варили мыло с душистыми алтайскими травами, мастерили из кедровой щепы национальные игрушки, вместе с народными коллективами обучались алтайским народным танцам, а со староверами водили хороводы и изготавливали кукол-подорожниц. Мастера национального рисунка обучали нас росписи по камню. А еще мы научились играть в национальные алтайские шахматы, изготавливать войлочные бусы и бить непростым кнутом.
Нас накормили национальными блюдами алтайской кухни и по традиции угостили вкусными душистыми цветочными чаями.
Самым настоящим подарком стало для всех участников экспедиции открытие аллеи. Все делегации посадили дерево, на которое повязали традиционную алтайскую ленточку. Коллективное общее дело очень запомнилось своей оригинальностью.
На завершающем мероприятии - открытой научно-практической конференции школьников - были подведены итоги всей Межрегиональной экологической экспедиции школьников России. Среди самых активных ребят в номинации «Золотая ручка экспедиции» с феноменальным результатом стала Ирина Базарова из средней школы №1539 г. Москвы. Второе и третье места заняли школьники средней школы №11 г. Ейска Сорокина Анастасия, ученица 11-го класса, и Бондарев Сергей, ученик 9-го класса. В десятке сильнейших также отметился Липайкин Павел, ученик 9-го класса.
В вечерней программе «Обмен данных» школьники в течение трех часов передавали свои знания и обучали сверстников и педагогов.
Возможностью проведения экспедиции на территории Республики Алтай мы обязаны многим людям и организациям.
В первую очередь мы обращаемся со словами благодарности к главе Республики Алтай Александру Бердникову и заместителю председателя правительства Республики Алтай Михаилу Маргачеву. У нас образовательная программа, и мы выражаем благодарность за организацию приема всероссийской экспедиции министру образования и науки Республики Алтай Алексею Бондаренко. Мы также хотим поблагодарить сотрудников Алтайского республиканского центра туризма, отдыха и оздоровления и лично директора центра Ирину Шевелеву, сотрудников Республиканского центра дополнительного образования и методиста Олесю Третьякову, сотрудников Алтайского института повышения квалификации работников образования и лично исполняющую обязанности ректора Екатерину Чандыеву. Мы благодарим Алтайскую республиканскую организацию Профсоюза работников народного образования и науки РФ и ее руководителя Юрия Тишкова.
Особые слова благодарности мы хотим обратить к человеку, который очень много сделал для реализации проекта этой экспедиции, который в свое время сам был учителем года Республики Алтай и участником целого ряда первых наших экспедиций, а сегодня работает заместителем министра образования и науки Республики Алтай. Это Ольга Саврасова.

Андрей СЕМКЕ, учитель физики, директор, школьники средней школы №11 города Ейска Краснодарского края

Школьники Краснодарского края о летней экспедиции

Егор ИЩЕНКО, ученик 9-го класса средней школы №11 г. Ейска:
- Я узнал много нового и научился проводить экологические исследования. Мы подружились с ребятами из Республики Болгария, учили их русским словам, фразеологизмам, а они нам рассказали о своей истории и о том, как живут, чем занимаются, как учатся в школе.

Ольга ТИХОНОВА, ученица 11-го класса средней школы 11 г. Ейска:
- Запомнилась необычайная атмосфера, царящая в экспедиции. Все школьники и учителя, зараженные одной идеей, дружно ее воплощали в жизнь. Прекрасные мастерские, интересные и своеобразные вечерние мероприятия, на которых можно было проявить себя и показать свои лучшие качества, общение с ребятами из различных уголков России и Болгарии - все это сдружило нас.

Мария ЗАБЛОЦКАЯ, ученица 11-го класса средней школы №11 г. Ейска:
- Трое суток в поезде, десять часов на автобусе - и мы попали в царство гор, рек Аскатка и Катунь. Мы исследовали местные красоты, побывали у серебряного родника, поднялись к альпийским лугам, где попали в море самых разных бабочек, взобрались на очень крутую гору Луковую, откуда долго восхищались местными красотами и долиной реки Катунь. Организаторы продумали много интересных экскурсий, на которых мы ознакомились с этнографией, культурой и историей алтайцев. Время в экспедиции пролетело как один миг. Прощаться с друзьями было сложно и грустно. Я осознала, что встретила единомышленников и друзей, с которыми не хочу расставаться, они стали частью моей жизни.

Полина РЫХТЕР, ученица 9-го класса средней школы №11 г. Ейска:
- В этом году экспедиция была очень насыщенной, несмотря на то что погода в течение дня менялась несколько раз с жаркой на дождливую. Местные гостеприимные жители сделали все, чтобы нам было комфортно, интересно и занимательно. Алтайцы очень мудрые, душевные люди, настоящие патриоты своей родины. Нас покорили горловое пение и игра на варгане, местном музыкальном инструменте, а еще то, что все дети знают истории, легенды о своих местных героях и готовы их часами рассказывать.

Анастасия СОРОКИНА, ученица 11-го класса средней школы №11 г. Ейска, активный участник полевого центра и редакции полевой газеты «Алтай-Болтай»:
- Думаю, любой человек, слыша сочетание «Горный Алтай», представляет себе величественные горы, огромные луга, насыщенные всеми цветами радуги и волшебными лечебными травами с пасущимися на них оленями-маралами, прекрасные и волшебные озера Манжерок и Телецкое, бурные реки Катунь и Бию. Изначально я очень боялась разочароваться, так как обычно красоту местные жители преувеличивают и в проспектах и на сайтах в основном подается гиперболизация. Но стоило нам приехать в эту чудесную республику, и все сомнения отпали.