​«…Пойдешь со мной гулять по радуге?
Давай с тобой возьмемся за руки.
Для невозможного - надо отважиться.
Пойдешь со мной гулять по радуге?»
Юлия Крюкова


Для меня радуга с ее многообразием цветов - это профсоюз, а огромное количество капель воды, отражаясь в которых она появляется, - мои коллеги, профсоюзные активисты системы образования. И чем нас больше, тем выше радуга. Профсоюз не просто решает проблемы людей, он делает нашу жизнь ярче!
Когда я смотрю по телевизору, как проходят забастовки работников, например, в Европе, невольно думаю: с учителями у нас в России такого не произойдет! Уж очень это крайняя мера. Уверена, педагоги просто хотят работать в спокойной обстановке, а не топать ногами, проходить демонстрациями протеста и кидать камни. Я поняла это, работая в системе образования. А еще поняла, что профсоюз - это не та организация, которая раздает камни и сгоняет людей на площади.

Место, где тебя ценят
Каким я вижу профсоюз? Это динамичная, оперативно реагирующая на изменения в обществе организация. Это место, где ценят работника, где можно реализовать свой творческий потенциал, где интересно и увлекательно, где люди получают удовольствие от общения, от того, что они активны.
Моя задача сегодня - наладить контакт с работниками и не терять его, предоставить им максимальные возможности для профессионального роста, безопасного труда и, конечно, защищать их, ведя конструктивный диалог с работодателем.

Главный учебник
Став в 2014 году районным профсоюзным лидером, я прежде всего поняла, что надо быть и психологом, и менеджером, и политиком. При этом коммуникабельность считаю главным качеством, которое необходимо совершенствовать. Кроме того, надо быть компетентным в вопросах трудового законодательства, охраны труда. Поэтому мой главный учебник - Трудовой кодекс РФ.
Люди знают, кто может решить их проблемы. Моя задача добиться того, чтобы работник со своей проблемой в первую очередь пришел в профсоюз, будь то первичная или территориальная организация. В работе с председателями первичек я, в первую очередь, обращаю их внимание на важность стать авторитетными лидерами. А для этого необходимо внимательно относиться к людям, быть доброжелательным и отзывчивым, уметь находить контакт с руководством образовательного учреждения.
Для меня пример - работа республиканского комитета профсоюза работников образования с нами, председателями территориальных советов профсоюзных организаций, особенно начинающими. Вот где четко выстроена система обучения профактива и налажен обмен опытом! При любой встрече с работником образовательного учреждения, председателем теркома всегда улыбка, доброжелательное отношение и желание выслушать и помочь всем!

Поднимаем жизненный тонус
Чтобы достойно выполнять свою работу, педагог должен чувствовать себя комфортно. Ведь каждый день он отдает столько своих сил! И если он не получает ни эмоциональной, ни духовной реабилитации, он просто профессионально выгорает. Педагог должен ходить в театры, в кино, красиво одеваться, это тем более актуально, что в большинстве своем у нас женские коллективы. Дети, родители должны видеть не вымотанного работника школы или детского сада, а педагога, которым хочется гордиться, который может стать примером. Для того чтобы у педагога был жизненный тонус, и нужен профсоюз!
Наша профсоюзная организация пытается эмоционально заряжать учителей. Мы возрождаем лучшие традиции учительства, проводим фестивали, спортивные мероприятия. В ближайшее время запланирован слет победителей и призеров конкурсов профессионального мастерства. Думаю, учителя ждут этого фейерверка эмоций. Чтобы поддерживать учительский дух, нужно дать возможность педагогам реализоваться. И профсоюз будет помогать учителям раскрываться творчески!

Территория успеха для молодежи
Задаюсь вопросом: кем будет прирастать профсоюз? Ответ напрашивается сам собой - за счет молодежи! Впрочем, за молодое поколение сегодня нужно побороться, поэтому работу по его вовлечению в профсоюз ведем адресно, учитывая молодежные форматы. У нас 35 профсоюзных лидеров, и пятеро из них - молодые педагоги. Им доверяет коллектив, и у них здорово все получается!
Уже два года мы проводим конкурс «Территория успеха» для молодых педагогов районного клуба «ПРОФИ». Есть результаты: по итогам 2015 года руководителю клуба Эллине Егошиной присуждена стипендия Татарского республиканского комитета Профсоюза работников народного образования и науки за лучшую организацию работы с молодыми педагогами.

Палочка-выручалочка
Если в сосуде постоянно наращивать давление, он лопнет. Так же и в коллективе. Вести переговоры и улаживать конфликты с профсоюзом конструктивнее и спокойнее. А «палочкой-выручалочкой» зачастую выступает коллективный договор. От того, насколько грамотно он составлен, зависит мир и спокойствие в доме под названием «образовательная организация». Я ежедневно сталкиваюсь с многообразием проблем работников: одним учебную нагрузку неправильно распределили, у других школа на грани закрытия. Но когда участники конфликта садятся за стол переговоров, оказывается, что все решаемо.
На мой взгляд, председатель профсоюзной организации должен быть сам готов отстаивать интересы членов профсоюза, ведь они ждут реальной помощи. И как показывает мой небольшой опыт, человек тогда понимает эффективность профсоюзной работы, когда получает реальную помощь: юридическую консультацию, материальное вознаграждение, путевку в санаторий, возможность (в этом году благодаря республиканскому комитету профсоюза работников образования) взять льготный кредит в банке... Иногда достаточно даже просто поговорить по душам!

Улица с двусторонним движением
Убедилась, что любой вопрос лучше решать, договариваясь. Надо отдать должное и руководству отдела образования района, и руководителям образовательных организаций - они всегда идут навстречу. Как председатель районной профсоюзной организации в первую очередь я делаю все, чтобы у директоров школ и заведующих детскими садами было понимание сущности профсоюзной работы. Ведь от того, как относится руководитель к профсоюзу, во многом зависит и сколько человек состоит в профсоюзе.
Социальное партнерство - это улица с двусторонним движением. Радует, что сегодня руководители понимают важность профсоюзной организации. Совместно решаются не только социальные задачи, но и производственные. Наши руководители заинтересованы иметь надежного социального партнера в лице грамотного профсоюзного лидера. Мы в этом убедились во время проекта «Профсоюзный аудит», когда выходили в образовательные организации с целью предупредить нарушения трудового законодательства. Руководители образовательных организаций оценили нашу помощь, сами просят прий­ти и провести «профсоюзный аудит». В этом году эта работа продолжается.
В последние годы в Татарстане наблюдается положительная динамика роста заработной платы педагогов, материально-техническое обеспечение школ и детских садов на уровне в каждом районе. Важно, что руководство республики услышало педагогов и общественность. И здесь, я считаю, большая заслуга профсоюзов, в частности, руководства республиканского комитета профсоюза работников образования, которое грамотно доводит информацию до высшего звена, может убедить и предложить конструктивные решения многих проблем работников сферы образования.

Чем больше нас, тем ярче радуга
Для меня профсоюз - это как радуга с ее многообразием цветов. Как много моих коллег рядом со мной! И чем нас больше нас, тем выше и ярче радуга, ведь она образуется только при огромном количестве капель воды. Радуга похожа на мост. Профсоюз - это тоже мост между работниками, социальными партнерами. А еще профсоюз - это солнечные лучи, ведь, проходя через капли воды, они создают радугу на небе, объединяя всех нас. Профсоюз не просто решает проблемы людей. Профсоюз делает нас ярче, зажигает новые «цвета» и дает нам оптимизм для жизни и работы!

Елена ШАТАЕВА, председатель Пестречинского Совета профсоюзных организаций работников образования
Республика Татарстан

Прим. ред. Материал публикуется в рамках конкурса «Профсоюзный репортер».