Таким же образом профсоюзу выстроить свою информационную работу? С одной стороны, ответ на этот вопрос лежит на поверхности: необходимы сайты, газеты, листовки, буклеты, регулярно проводимые собрания и многое другое. Но, учитывая реальную ситуацию и уровень информированности работников образовательных организаций, этого явно недостаточно.
Мне бы хотелось остановиться на некоторых аспектах этого направления, которые, на мой взгляд, удалось удачно реализовать на уровне Юго-Восточного округа, председателем ТПО которого меня избрали в ноябре 2014 года.
Для понимания стартовых позиций стоит отметить, что охват профсоюзным членством на 1 января 2015 года составлял 35 процентов, что было самым низким показателем по городу. Уровень доверия к профессиональному союзу был низок, тенденция к сокращению численности была очевидной.
В этот период 95 процентов всей информации о деятельности окружного комитета и аппарата ТПО ЮВАО передавалось на совещаниях председателей первичных профсоюзных организаций раз в месяц.
Работа в интернет-пространстве практически не велась, несмотря на наличие сайта у ТПО. А ведь именно сайт сегодня важнейший инструмент распространения информации. Но этот инструмент должен быть хорошо настроен, только тогда он будет приносить пользу, а не существовать «для галочки». Когда мы начали разбираться в причинах отсутствия интереса к сайту, выяснились следующие моменты: во-первых, о существовании сайта в педагогической среде почти никто не знал, а во-вторых, структура сайта была такова, что найти там нужную информацию было практически невозможно. Информация будто была «свалена» в огромную кучу, где решительно невозможно было разобраться. Было ясно только одно - нам нужен новый сайт.
При создании сайта мы исходили из следующих критериев: простота, информативность, легкий поиск нужного материала. Сайт должен был стать хорошей подмогой для председателей первичек, а также для членов профсоюза.
Помимо всех общепринятых правил ведения сайта, особое внимание было уделено следующим аспектам:
- объявления на главной странице должны быть лаконичными и вместе с этим содержательными, без лишних вводных фраз: коротко и только по сути вопроса;
- в каждом разделе должна располагаться не только информация по данной теме, но и контакты специалиста, курирующего данное направление;
- все, что поможет в работе председателя: образцы документов, различные положения, полезные статьи, буклеты и т. д. - все должно быть в одном разделе. По сути, нам удалось воссоздать всем знакомый дневник председателя, но в электронном виде и в доступном формате для дальнейшего редактирования и использования;
- все новое, что появляется на сайте, публикуется на главной странице и дублируется в соответствующих разделах по направлениям, но уже в более развернутом виде.
Как только информация становится неактуальной, мы ее убираем с главной страницы, но оставляем в нужном разделе. Таким образом, главная страница остается наполненной только важными и актуальными объявлениями, которые расположены в приоритетном порядке.
При создании структуры сайта мы руководствовались тем, чтобы членам профсоюза было удобно находить нужную им информацию.
Например, педагогу нужны курсы повышения квалификации по направлению «Охрана труда». Он может открыть раздел на сайте «Курсы ПК и семинары», где увидит все проводимые в настоящий момент курсы и семинары, а также может зайти в раздел «Охрана труда», где будет размещена вся информация по данной тематике, в том числе и курсы ПК. Таким образом, мы дублируем информацию в разных разделах по сходной тематике, чтобы не составило труда найти ее разными путями и в короткие сроки.
Как только мы привели сайт в порядок, создали понятную всем структуру и наполнили полезным содержанием, резко возросло количество посещений, сайт «заработал», а информация стала доходить не только до председателей, но и до всех членов профсоюза.
Сайт ТПО стал для большинства председателей первичек своим. Это в какой-то момент вызвало непонимание: для чего им нужно создавать свои странички на сайтах ОО, если и так вся информация уже есть на сайте территориальной организации?
Действительно, на нашем ресурсе можно найти многое, и даже контакты председателей всех первичек, входящих в структуру ТПО. Но какие мероприятия и как проводят профкомы в образовательных организациях, можно узнать только на собственных страничках, поэтому председатели быстро сориентировались и стали подчеркивать индивидуальность своей работы с помощью данного ресурса.
Еще хочется обратить внимание на очень удобную форму сбора информации. Ресурс этот доступен всем и прост в использовании: это возможность создания онлайн-опросника на «Гугл-диске». Такой сбор информации удобен и для респондентов, которые могут в комфортное для них время дистанционно ответить онлайн на вопросы, и для обработки материала. Он автоматически собирается в сводную таблицу, с помощью которой в дальнейшем можно делать все, что необходимо организатору опроса, а это очень экономит время, силы и исключает возможные ошибки при ручной обработке собранного материала.
В настоящий момент в профессиональном союзе округа состоит 51 процент работников системы образования, а не 35 процентов, как было в 2015 году. В наши ряды вступило более 2000 человек! И это благодаря всему комплексу мероприятий, в основе которого лежит информационная работа.
Не надо порой изобретать что-то новое, достаточно взять хорошо известные технологии и использовать их с умом. В этом и есть секрет успеха. И когда наши педагоги будут больше знать о деятельности профсоюзов, у них не возникнет вопроса «быть или не быть...» - они просто станут частью профессионального союза!

Жанна ГУСАРОВА, председатель Территориальной профсоюзной организации ЮВАО