Вести организационную, управленческую и информационную работу в рамках профсоюзной деятельности стало непросто, возникла потребность в расширении компетенций профсоюзных лидеров образовательных организаций.
В современной профсоюзной организации нужен лидер, обладающий способностью и готовностью направить свою активность на работников и их взаимоотношения, целеустремленный, умеющий самостоятельно ставить цели и планомерно идти к их достижению, самокритичный, рефлексивный и осознающий необходимость собственного личностного и профессионального роста в аспекте реализации профсоюзной работы.
В ЮЗАО и ТиНАО на учете состоят 92 первичные профсоюзные организации, и охват профсоюзным членством на 1 января этого года составляет 52,1 процента. Председателями являются работники образовательных организаций в возрасте от 30 до 73 лет (из них 8 мужчин). Тенденция последних лет такова, что при смене председателя первичной профсоюзной организации в одних организациях профсоюзное членство начинает расти, а в других падать по абсолютно разным объективным и в большинстве случаев субъективным причинам. Процесс роста профсоюзного членства проходит хаотично. Три года назад мы начали проводить мониторинг этих причин, и выяснилось, что в первую очередь это зависит от личности председателя первичной профсоюзной организации. Началась плановая работа в этом направлении: выясняли, какими характеристиками должен обладать председатель первичной профсоюзной организации, чтобы достойно выполнять общественно значимую работу в своей организации. Направляли на плановые курсы повышения квалификации в Учебно-исследовательский центр Московской федерации профсоюзов, организовывали и проводили точечно обучающие семинары по данной проблеме. Проанализировав такое обучение, пришли к выводу, что надо создать системную учебную программу по повышению личностного роста председателей первичных профсоюзных организаций и профгрупоргов для умения мотивировать работников образования в профсоюзные ряды.
Разработали программу обучения, которая, по нашим данным, должна способствовать выполнению сразу двух целей: формирование лидерских и профессиональных качеств председателя первичной профсоюзной организации и профактива, развивая коммуникативные умения и умения преодолевать дефицит компетентности, и вследствие этого основную цель: повышение профсоюзного членства. Каждая программа решает ряд поставленных задач, и наша не исключение:
- совершенствовать навыки делового общения;
- преодолевать сопротивление собеседников;
- выдвигать убедительные аргументы в пользу профсоюзного членства;
- преодолевать в себе неуверенность, скованность и внутренние барьеры, мешающие выполнению представительских и защитных функций;
- проводить анализ и мониторинг состояния социально-трудовых отношений.
Описывать все аспекты: учебный план, формы и методы такой программы в статье нет необходимости, хочу лишь подчеркнуть, что построена она только на практико-ориентированном обучении. Такие занятия, проводимые в виде тренингов, деловых игр, круглых столов, где решения вырабатываются после разбора и анализа кейсов в рамках Critical frends group, помогут председателям первичных профсоюзных организаций и профгрупоргам усовершенствовать общественно значимую работу по защите социально-трудовых отношений в коллективе.

Ольга МЕЛЬНИКОВА, председатель территориальной профсоюзной организации ЮЗАО и ТиНАО