Коллективно-договорная работа в образовательных организациях ЮЗАО и ТиНАО реализуется с учетом норм, обозначенных в Отраслевом соглашении между Департаментом образования города Москвы и Московской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ на 2014-2016 годы с изменениями и дополнениями, внесенными Дополнительным соглашением от 12.04.2016 года (далее - Соглашение на 2014-2016 годы), и продленном на 2017-2019 годы.
В предыдущие годы, когда в образовательных организациях активно проходил процесс реорганизации, уровень коллективного договорного регулирования был значительно снижен. Если до реорганизации охват коллективными договорами составлял примерно 81-82% всех образовательных организаций округа, то в период 2012-2015 годов он снизился до 65%. Школы, детские сады и другие образовательные организации уходили в другие округа, по нескольку раз сливались, присоединялись, разделялись, переименовывались. Или сроки действия коллективных договоров истекали, или после реорганизации они прекращали свое действие, а новые не заключались в ожидании следующей волны реорганизации. Кроме того, в тот же период (или несколько раньше) происходил переход на новую систему оплаты труда, в связи с чем требовались установление собственной системы оплаты труда в организациях и разработка положения об оплате труда, которое, как правило, является приложением к коллективному договору. Параллельно с переменами в образовательных организациях в первичных профсоюзных организациях также происходили структурные изменения. Перед первичками прежде всего стояла задача создания единого профсоюзного пространства в комплексах: объединение отдельных профгрупп в единую первичную профсоюзную организацию, выборы нового (общего) председателя, профгрупоргов, создание выборного органа первичной профсоюзной организации всего комплекса. В сложившихся условиях коллективно-договорная работа была отнесена на второй план.
К концу 2015 года все эти процессы в основном завершились и социальные партнеры приступили к заключению новых коллективных договоров в уже сформированных комплексах. К тому моменту МГО Профсоюза работников народного образования и науки РФ совместно с Центром правовой поддержки «Профзащита» была разработана модель коллективного договора образовательной организации, которая учитывала последние изменения в нормативно-правовом регулировании на федеральном уровне по социально-трудовым вопросам в сфере образования, а также положения Отраслевого соглашения на 2014-2016 годы. Многие коллективные договора тех лет разработаны с использованием этой модели. Однако эта работа недостаточно быстро набирала темп: количество заключенных договоров ненамного превышало количество договоров, срок действия которых уже истек. Не было особой заинтересованности у работодателя, да и большая загруженность неосвобожденного председателя ППО и членов профактива по месту работы всегда была и будет проблемой для полноценного ведения общественной работы, ведь по причине непрерывности образовательного процесса их невозможно освободить от работы, так как они, как правило, работают на педагогических должностях с большой нагрузкой.
В апреле 2016 года в Отраслевое соглашение были внесены изменения, которые потребовали, в свою очередь, внесения изменения и в коллективные договоры. С учетом всех изменений образовательным организациям была предложена актуализированная редакция модели коллективного договора образовательной организации. Многие школы сегодня именно этот документ берут за основу при разработке коллективного договора.
Коренной перелом произошел с включением в августе 2016 года вопросов коллективно-договорного регулирования в аналитическое наблюдение «Надежная московская школа». Оно предусматривает снятие определенного количества баллов в рейтинге за отсутствие зарегистрированного коллективного договора в образовательной организации. Этот механизм оказался весьма действенным, и работодатели вместе с председателями ППО активно включились в работу и за период с сентября 2016 по март 2017 года обеспечили прирост коллективных договоров на 30%.
В настоящее время на профсоюзном учете в ТПО ЮЗАО и ТиНАО состоят 90 образовательных организаций. Коллективные договора в ЮЗАО и ТиНАО заключены в 95% из них. Практически все зарегистрированы в Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы. В остальных 5% организаций срок действия коллективных договоров истек в 2017 году, и в настоящее время совместные комитеты ведут работу по заключению новых. Однако не все организации приступили к этой работе своевременно, в связи с чем было допущено снижение уровня достигнутых гарантий на весь период отсутствия коллективного договора.
В социально-партнерском взаимодействии практически во всех образовательных организациях сторону работников представляют профсоюзные комитеты. Причем в организациях, где нет большинства членов профсоюза, общим собранием работников полномочия по ведению коллективных переговоров переданы профсоюзной организации. Только в одной школе интересы работников представляют избранные представители трудового коллектива.
Как правило, органом социального партнерства являются двухсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, созданные в образовательных комплексах. Другим вариантом партнерского взаимодействия по заключению коллективного договора является подготовка проекта профсоюзной организацией, ознакомление и урегулирование отдельных вопросов с работодателем, обсуждение проекта на общем собрании (конференции) работников и дальнейшее подписание его сторонами.
Практически во всех организациях коллективный договор заключается без составления протокола разногласий, все вопросы удается решить в рабочем порядке. Хотя бывает, что неурегулированные вопросы становятся причиной нарушения установленных законодательством сроков.
Результативность действия коллективных договоров во многом зависит от того, как организован контроль над выполнением его условий (положений). Распространенной практикой является ежегодный (обычно в конце календарного года) отчет о выполнении коллективного договора на общем собрании работников. От каждой из сторон на общем собрании (конференции) выступают директор и председатель ППО. Однако такая практика применяется далеко не везде.
Выполнение коллективно-договорной работы контролируют и профкомы. Они осуществляют оперативный контроль по факту обращений работников и ежегодный контроль согласно плану своей работы. Среди вопросов, рассмотренных на заседаниях профкомов, чаще всего встречаются, например, такие: «О вступлении в коллективные переговоры», «О заключении коллективного договора», «О выполнении коллективного договора в текущем году», «О сохранении рабочих мест», «Об оплате труда и стимулирующих выплатах», «О внесении изменений в коллективный договор», вопросы охраны труда в коллективном договоре и другие.
Комитет территориальной профсоюзной организации ЮЗАО и ТиНАО содействует первичным профсоюзным организациям в проведении этой работы. В прошедшем году было проведено пять заседаний комитета по данной тематике. Вопросы социально-партнерского взаимодействия регулярно включаются в программу совещаний обучений, семинаров, круглых столов. Регулярно проводятся экспресс-опросы по различным вопросам выполнения Отраслевого соглашения, коллективно-договорного регулирования.
Для профактивов образовательных организаций на выездных семинарах, которые ежегодно проводятся на Центральных профсоюзных курсах Московской федерации профсоюзов, в числе прочих рассматриваются вопросы социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Проводятся психологические тренинги по формированию умения партнерского взаимодействия с работодателем и стратегии ведения переговоров с работодателем. Организовываются круглые столы по обмену опытом социального партнерства в образовательных организациях.
ТПО оказывает консультативную помощь профкомам по всем вопросам, возникающим в процессе коллективно-договорного регулирования, при необходимости всем желающим проводит предварительную (до подписания и регистрации в органе по труду) экспертизу коллективных договоров.
Поступательное развитие системы коллективно-договорного регулирования в образовательных организациях округа требует регулярного анализа и эффективного контроля со стороны ТПО.
В мае - июне 2016 года был проведен окружной мониторинг социального партнерства по вопросам осуществления соответствующего трудовому законодательству порядка коллективно-договорного регулирования и оценки наличия информации о деятельности ППО в сфере социального партнерства на сайтах образовательных учреждений. По его результатам был выработан ряд предложений для ППО по улучшению этой работы.
В территориальной профсоюзной организации сформирован и ведется в постоянном режиме электронный профсоюзный реестр коллективных договоров и создан электронный банк коллективных договоров образовательных организаций, входящих в ее структуру, который позволяет контролировать ход коллективно-договорной кампании, своевременно уведомлять первичные профсоюзные организации и работодателей об истечении срока коллективного договора и необходимости начала переговорного процесса по заключению нового коллективного договора или его пролонгации.
В прошедшем году был организован и проведен конкурс «Лучший социальный партнер профсоюзной организации». Главные критерии участия в данном конкурсе - наличие в первичной профсоюзной организации коллективного договора, членство в профсоюзе, участие профорганизации в работе различных комиссий, советов образовательных организаций, содействие работодателя увеличению численности членов профсоюза, оплата за общественную работу председателя (заместителя председателя, членов выборных коллегиальных органов ППО), наличие в коллективном договоре льгот и преимуществ для работников, условий труда, более благоприятных по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Победителями стали школы №2083, 2070, 1279, 2009. В планах ТПО сделать этот конкурс ежегодным.
Ежегодно проводится рейтинг ППО, в котором учитываются в числе прочих и показатели социального партнерства в организации. По результатам рейтинга самые лучшие профсоюзные организации награждаются.
В данный период достигнут определенный прогресс в количественном охвате образовательных организаций коллективными договорами, но в содержательном плане предстоит еще много над чем работать. Анализ содержания части коллективных договоров показывает, что зачастую их тексты представляют собой формальное дублирование макетов, моделей коллективного договора и почти не содержат положений, реально улучшающих положение работников по сравнению с Трудовым кодексом, Отраслевым соглашением. Плохо работает механизм текущего и итогового контроля выполнения коллективных договоров. Сроки коллективно-договорной работы не всегда соблюдаются. Остается низким уровень ответственности сторон за выполнение взятых на себя обязательств, не соблюдаются отдельные положения коллективных договоров, их финансовая обеспеченность невысокая.
На сегодняшний день коллективно-договорное регулирование в образовательных организациях округа имеет множество нерешенных проблем, но его развитие не стоит на месте, и наша общая задача находить все новые и новые способы его решения. Нужно только добавить, что любая договоренность сторон социально-трудовых отношений может иметь успех только в том случае, если в организации сильный профсоюз.

Татьяна КУЛЯВЦЕВА, заместитель председателя Территориальной профсоюзной организации ЮЗАО