С блоком общения ситуация оказалась наиболее простой: есть традиция проведения конкурса актерского мастерства «Северное сияние», в котором участвуют команды различных округов. В этом году победителями стали участники команды «Городская мафия». Второе место заняла команда «Север-ТВ». Замкнула тройку лидеров команда «Боржоми» из СВАО. Творчески проходят и тематические новогодние встречи. В 2013 году она называлась «Маскарад», в 2014-м носила название «Ретровечеринка», в 2015-м - «Оскар», в 2016-м - Black&White, в 2017-м - «Назад в прошлое».
Наши молодые педагоги активно принимают участие в учебных семинарах, круглых столах, конкурсах, форумах, проводимых Московской городской организацией и Центральным советом Общероссийского профсоюза образования. Среди них - участие в мартовском семинаре на Центральных профсоюзных курсах «Результативный ученик - результативный учитель - результативная школа».
Весной в Московской городской Думе получили награды наши призеры - участники конкурса молодежных инициатив. В номинации «Образовательный проект» в число лучших вошла А.В.Агеева из лицея №1550, в номинации «Урок в Москве» - А.С.Быченкова из школы №1315, в номинации «Школьные знания для реальной жизни» - А.В.Горенкова из школы №1223.
«Профсоюз - мой лучший друг, это знают все вокруг!» - девиз Школы молодого педагога-2017, которая проходила в этом году в учебно-методическом центре обкома профсоюза Воронежа. В ней участвовали 150 молодых педагогов из разных регионов России, в том числе и команда Северного округа из семи человек.
У нас возникла идея организовать систему тренингов для молодых педагогов в округе по различным направлениям. Первой пробой стал выездной семинар в Звенигороде, в пансионате «Университетский», где прошли два занятия тренингов по темам «Целеполагание» и «Умение вести переговоры». Форма проведения и подача материала вызвали неподдельный интерес. В результате родился пилотный проект «Развитие личностных навыков», его руководителем стал Михаил Митин. Возникает вопрос: почему заинтересовала именно эта программа? Развитие soft-skills («мягких» навыков) по результатам исследований, проведенных в Гарвардском университете и Стенфордском исследовательском институте, говорит о том, что профессиональную успешность сотрудника определяет на 85 процентов обладание именно этими навыками. Руководство большинства компаний стремится к тому, чтобы нанимать, удерживать и продвигать работников с высоким уровнем развития «мягких» навыков, которые помогают эффективно взаимодействовать с людьми, рационально расходовать свое время, достигать масштабных целей, осваивать новые умения, быть успешным и все успевать, одним словом, становиться гармоничной личностью и настоящим лидером. Задача этого пилотного проекта помимо развития различных личностных навыков состоит и в выявлении лидерских качеств у молодых учителей, их развитии. Это должно привести к формированию состава резерва лидеров профсоюза и образовательной сферы. Программа включает десять модулей: эмоциональный интеллект, целеполагание и планирование, тайм-менеджмент, нетворкинг, лидерство, командная работа, жизненный баланс, искусство публичных выступлений, навыки эффективного общения, селфбрендинг. Тренинги ведут молодые профессионально успешные спикеры из разных областей знаний. Занятия стартовали в марте. В них приняли участие 35 молодых педагогов.
Сейчас летние каникулы, и мы предложили поделиться своими наблюдениями, впечатлениями о работе группы руководителя проекта Михаила Митина:
- Нужно отметить, что большая часть слушателей курсов активно включается в процесс обсуждения каждой темы, педагоги задают спикерам вопросы и стараются на практике применить полученные знания. Это видно по активности в нашей группе в WhatsApp. Молодые специалисты получают возможность выйти из привычной образовательной среды, расширить свой кругозор, познакомиться с интересными людьми и расширить границы своих возможностей как в личной, так и в профессиональной сфере. Одной из главных особенностей всех спикеров является то, что помимо профессионализма они обладают высоким уровнем soft-skills, личностных навыков. Они не просто рассказывают о своей профессии или конкретной теме, но и демонстрируют, как ценностный подход и личностные качества помогают добиваться более высоких результатов. Все они принимают решения, основываясь не только на своем профессионализме и требованиях системы, но и на человеческом отношении. Мне кажется, что это очень важно видеть молодым учителям, и они будут это транслировать своим учащимся и коллегам. На первой встрече после презентации программы каждый участник с помощью современных технологий и методов поставил перед собой цель на курс. Мне кажется, что эта программа поможет им узнать много нового, изменить свое отношение к некоторым аспектам работы, раскрыть свой потенциал и повысить персональную эффективность. Программа поможет им посмотреть на профессиональное становление через призму личных ценностей и надпрофессиональных компетенций. Занятия завершатся в декабре 2017-го, и тогда можно будет подвести окончательные итоги проекта. Статистические результаты этого года говорят об увеличении вступающих в профсоюз из числа молодежи на 1,65 процента, и хотя это немного, но это прежде всего показатель растущего доверия к деятельности нашей организации.
Определяющим в работе с молодыми педагогами является создание атмосферы заинтересованности, доверия. Об этом писал в своем конкурсном эссе «Стереотип одного процента» молодой учитель Артур Мангасаров: «За два года «совместной жизни» с профсоюзом я посетил множество мастер-классов, тренингов, семинаров». Артур рисует образ профсоюза как планеты, объединяющей образовательную систему в единый мир, и завершает эссе фразой: «И решите для себя, один процент - это цифра или неизведанный пока вами мир».

Наталия ШУЛЕЙКИНА, председатель Территориальной профсоюзной организации САО

Виталий ХУДОШИН, директор школы №141 (в этой образовательной организации уже на протяжении нескольких лет все молодые педагоги - члены профсоюза).


- Виталий Валерьевич, в вашей школе много молодых педагогов. Вам не страшно, что их много? Ведь реализация учебного процесса требует больших усилий, навыков, практики...
- Здесь все дело в доверии. И не только к молодым, но и ко всему педагогическому коллективу в целом. Под руководством опытных педагогов наша молодежь набирается опыта. Поэтому важно поощрять стремления и успехи молодых педагогов, давать им возможность обучаться и привлекать как будущих помощников в административный ресурс школы. И тогда формируется сплоченный коллектив, где традиции и новаторство идут рука об руку.
- Все молодые педагоги вашей школы - члены профсоюзной организации. Поделитесь опытом, с чем это связано?
- Профсоюз дает возможность расширять практику молодых педагогов в масштабе межрайона. Я сам начал работу в образовательном учреждении на втором курсе института и понимаю, как важна, как необходима практика для педагога. И чем разностороннее формат этой практики, тем лучше результат с точки зрения профессионального становления педагога. Профсоюз помогает молодым раскрывать свой потенциал.