Целями мониторинга является обеспечение дальнейшего совершенствования системы оплаты труда работников и определение источников эффективности расходов на оплату труда.
Предыдущий мониторинг по вопросам оплаты труда учителей общеобразовательных организаций проводился в мае-июне 2016 года. Аналитическая информация по результатам мониторинга с выводами и рекомендациями размещена на сайте МГО профсоюза. Данный вопрос 29 октября 2016 года обсуждался на заседании Отраслевой городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Проведенный мониторинг по вопросам оплаты труда учителей показал, что в вопросах оплаты труда, порядка формирования фонда оплаты труда и его структуры, показателей эффективности деятельности образовательной организации и ее работников уровень знаний председателей ППО недостаточен для осуществления эффективного профсоюзного контроля в соответствии с трудовым законодательством. Это подтверждает также невысокий уровень знания законодательства специалистами образовательных организаций, которые занимаются вопросами оплаты труда.
Мониторинг по вопросам оплаты труда воспитателей, реализующих образовательные программы дошкольного образования в общеобразовательных организациях, за I квартал 2017 года проведен в апреле 2017 года. В мониторинге приняли участие все территориальные профсоюзные организации (11 ТПО), а также 77 первичных профсоюзных организаций.
Мониторинг отразил тот факт, что средние показатели в оплате труда по всем 77 образовательным организациям достигают уровня показателей эффективных расходов на оплату труда.
Однако детальный анализ показателей в разрезе каждой образовательной организации показывает значительные отклонения от средних показателей по мониторингу в отдельных общеобразовательных организациях.
Так, 60 (78 процентов) образовательных организаций показали, что положение об оплате труда работников этих организаций является приложением к коллективному договору. Однако в части из указанных учреждений на сайте об этом информации нет, а в разделе КД о системе оплаты труда вообще нет ссылки на положение об оплате труда работников этой организации.
По данным мониторинга, 72 (94 процента) образовательные организации разместили на своих сайтах положение об оплате труда работников. Однако, когда в ходе анализа данных возникала необходимость их уточнения, выяснялось, что положения на сайте нет.
68 образовательных организаций признали, что положения об оплате труда работников их организаций соответствуют Рекомендациям по разработке систем оплаты труда, утвержденным приказом Департамента образования города Москвы от 12 февраля 2015 года №40, с изменениями, внесенными приказом ДОгМ от 28 августа 2015 года №2055 (далее - Рекомендации).
Однако нередкими оказались случаи, когда для уточнения отдельных вопросов при изучении положения об оплате труда работников, обнаруживались существенные отклонения от рекомендаций. Например, в пяти школах система оплаты труда воспитателей, реализующих образовательные программы дошкольного образования, производится на основе базовых окладов. Стоимость дето-дня для оплаты труда воспитателей не рассчитывается.
Согласно проведенному анализу показателей мониторинга напрашивается вывод, что администрация некоторых образовательных организаций не всегда стремится выполнять указ президента в части повышения заработной платы воспитателей, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Размер заработной платы воспитателей зависит от таких показателей, как наполняемость группы, количество дней посещения, стоимость образовательной услуги за один расчетный день работы с одним расчетным обучающимся (стоимость дето-дня), структура заработной платы воспитателей, наличие и виды компенсационных и стимулирующих выплат.
По данным мониторинга, средняя наполняемость группы составила в группах полного дня 23,8 воспитанника, в группах кратковременного пребывания - 18,3 воспитанника.
Анализ наполняемости групп показывает, что в отдельных учреждениях имеются значительные отклонения от средних показателей.
В основном согласно санитарным нормам наполняемость групп составляет до 25 воспитанников.
В 33 (43 процента) образовательных организациях в группах полного дня средняя наполняемость составила 25 и более воспитанников. В 7 образовательных организациях - 28-31 воспитанник. При этом средняя зарплата воспитателей только в 2 учреждениях составила 67-71 тысячу рублей при средней зарплате воспитателей по данному мониторингу 56422,6 руб. и средней нагрузке 1,1 ставки. Следовательно, в пяти образовательных учреждениях увеличение наполняемости групп не повлияло на увеличение заработной платы воспитателей, а средняя зарплата составила соответственно от 49 до 55 тысяч рублей.
В одном образовательном учреждении при средней наполняемости в группах полного дня 19,5 и в группах кратковременного пребывания 11,5 воспитанника, а также средней нагрузке воспитателей 1,5 ставки средняя зарплата воспитателей составляет 47802,9 руб., что на 15% ниже среднего значения зарплаты воспитателей. Значит, основной ресурс повышения заработной платы - увеличение набора детей, а не увеличение нагрузки - не используется. Низкая заработная плата не может скрыться за раздутой нагрузкой. Во всяком случае внутри учреждения.
Анализ наполняемости групп кратковременного пребывания показал, что в 13 образовательных организациях наполняемость составляет менее 15 воспитанников. 21 учреждение показало от 20 до 25 воспитанников, а в 4 учреждениях наполняемость составила от 29 до 44 воспитанников, при этом средняя зарплата воспитателей этих учреждений составила 50 и ниже тысяч рублей.
Таким образом, размер заработной платы воспитателей должен увеличиваться за счет увеличения наполняемости групп при условии обеспечения эффективности других показателей.
Один из показателей мониторинга включен ДОгМ в показатели эффективности управления ресурсами образовательной организации: объем расходов на 1 воспитанника обратно пропорционален количеству воспитанников на 1 воспитателя.
Среднее значение указанного показателя по всем организациям, участвовавшим в мониторинге, составляет 15,1 воспитанника на 1 воспитателя. При этом в 1 организации количество воспитанников на 1 воспитателя составляет 7,8, что влечет за собой более высокий объем накладных расходов организации. А уровень средней зарплаты воспитателей этого учреждения составляет 51587,9 руб., или 91 процент от среднего уровня (56422,6 руб.).
Анализ выполнения государственного задания по реализации программ дошкольного образования характеризуется показателем «среднее количество дней посещения одним воспитанником», невыполнение плана по которому на 15 процентов влечет за собой уменьшение объема субсидии на выполнение государственного задания. Это означает, что минимальное количество дней посещения без уменьшения объема субсидии должно составить 146 дней в группах полного дня и 129 в группах кратковременного пребывания.
Только 25 учреждений из 77 достигли выполнения плановых показателей дней посещения. В 4 учреждениях показано количество дней посещения: 59, 61, 84, 95. При заполнении таблиц мониторинга 36 учреждений показали выполнение плана дней посещения 100 процентов, однако только в 6 учреждениях этот показатель соответствует действительности!
Руководителям и председателям ППО организаций, участвующих в мониторинге, необходимо обратить внимание на невыполнение плана дней посещения в 2016 году, что в 2017 году может повлечь за собой уменьшение объема субсидии на выполнение государственного задания и привести к уменьшению заработной платы воспитателей или как минимум к затруднениям в выплатах.
Анализ структуры фонда оплаты труда установил, что базовую часть формируют все 77 организаций, стимулирующую часть - 76 организаций, компенсационную часть формируют 71 организация.
В ходе мониторинга установлено, что «средства родительской платы, направленной в 2016 году на заработную плату (стимулирующие выплаты) воспитателям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, в процентах от общей суммы средств поступившей родительской платы за услуги по присмотру и уходу за детьми в дошкольных группах» в 63 образовательных организациях направлялись на заработную плату (стимулирующие выплаты) воспитателям. При этом только 20 (26 процентов) учреждений на заработную плату воспитателей направили более 50 процентов от общей суммы средств поступившей родительской платы, 1 учреждение - 100 процентов (средняя зарплата - 56192 руб.). В 56 учреждениях объем средств родительской платы, направленной в 2016 году на заработную плату воспитателям, составил менее 50 процентов, однако только в 15 из них размер заработной платы воспитателей равен или превышает средний уровень - 56422 руб. Таким образом, можно сделать вывод, что 45 (58 процентов) учреждений не используют возможность обеспечения роста зарплаты воспитателей за счет средств родителей.
Среднее значение доли фонда оплаты труда с начислениями в общих расходах организаций, участвовавших в мониторинге, составляет 81,3 процента, что превышает показатель эффективности организации на 2017 год на 1,3 процента.
Детальный анализ в разрезе образовательных организаций показывает, что в 40 организациях доля фонда оплаты труда с начислениями в общих расходах организации составляет более 80 процентов, при этом в 27 из них средняя зарплата воспитателей варьирует от 49 до 55 тысяч рублей, то есть ниже средней зарплаты воспитателей в целом по мониторингу (56422,6 руб.). В трех организациях данный показатель ниже показателя эффективности деятельности, то есть менее 70 процентов. Данный факт показывает, что средства ФОТ указанные учреждения вынуждены планировать и формировать в большем объеме для достижения уровня зарплаты воспитателей в соответствии с указами президента, а также в связи с невыполнением таких показателей, например, как низкая наполняемость групп или низкая посещаемость.
Средняя стоимость дето-дня для оплаты труда воспитателей составила 100 рублей, по данным мониторинга. В 13 организациях стоимость дето-дня находится в диапазоне от 120 до 160 рублей, что значительно выше среднего значения. Но не всегда увеличенная стоимость дето-дня дает более высокий размер средней зарплаты воспитателей. Например, в одном из учреждений при стоимости дето-дня 127,45 руб. размер средней зарплаты воспитателя составляет 54916 руб., что является ниже среднего уровня. При этом нагрузка воспитателей составляет 1,2 ставки (при средней 1,1 ставки), а наполняемость групп полного дня и кратковременного пребывания - соответственно 21 и 17 воспитанников, что также ниже среднего уровня.
Повышающие коэффициенты к окладу применяются только в 5 учреждениях, системы оплаты труда которых основаны на базовых окладах.
Средняя учебная нагрузка воспитателей по 77 образовательным организациям составляет 1,1 ставки. При этом только в 9 организациях нагрузка составляет от 1,2 до 1,67 ставки. В 20 учреждениях устанавливаются компенсационные выплаты в объеме от 10 до 25 процентов как доплаты за увеличение работы по должности воспитателя до 0,67 ставки, что неверно, так как это основная работа воспитателя по увеличенной ставке и это не может быть компенсацией.
Средняя зарплата воспитателей в I квартале 2017 года составила 56422,6 руб. Заработная плата воспитателей в четырех образовательных организациях составляет менее 50 тысяч рублей. Две образовательные организации показывают уровень средней заработной платы воспитателей выше 70 тысяч рублей.
Доля должностного оклада в средней заработной плате составляет 69,3 процента при рекомендуемом значении 75-85 процентов и составляет в среднем 39 тысяч рублей.

Однако при детальном рассмотрении в 32 организациях оклад воспитателя в средней заплате в суммовом выражении составляет менее 70 процентов, а в 10 учреждениях - менее 30 тысяч рублей, то есть всего 53 процента от среднего значения зарплаты воспитателей по мониторингу. Как правило, в таких организациях производится отвлечение большого объема средств на выплаты компенсационного характера, на что следует обратить особое внимание.
Доля компенсационных выплат в средней заработной плате воспитателей в целом по мониторингу составила 5,4 процента, при этом 17 организаций компенсационные выплаты воспитателям не производят, в 19 организациях диапазон значений составляет от 10 до 25 процентов от средней зарплаты воспитателей, в остальных организациях компенсационные выплаты составляют до 5 процентов.
В соответствии с Рекомендациями по разработке системы оплаты труда стимулирующая часть ФОТ педагогических работников должна составлять не менее 30 процентов. Данного объема стимулирующих выплат воспитателям достигли 26 образовательных организаций из 77 участников мониторинга. Среднее значение стимулирующей части составило 24,7 процента в средней зарплате воспитателя.
18 (23 процента участников мониторинга) образовательных организаций не производят ежемесячные выплаты за результативность работы в предыдущем учебном году. Премии по результатам работы в текущем учебном году, а также разовые премии устанавливают 72 образовательные организации.
В пяти образовательных организациях, в которых система оплаты труда воспитателей, реализующих образовательные программы дошкольного образования, производится на основе базовых окладов, размер средней заработной платы в основном ниже среднего уровня по мониторингу (от 47 до 56 тысяч рублей). Только в одном из пяти учреждений размер средней заработной платы воспитателей составляет 70 тысяч рублей за счет выплат стимулирующего характера в объеме 59 процентов, что свидетельствует о занижении базовой части заработной платы.
Следует обратить внимание руководителей и председателей первичных профсоюзных организаций, что размер заработной платы основного персонала зависит от нескольких показателей, которые необходимо анализировать в период подготовки к новому учебному году, а в ходе учебного года отслеживается выполнение тех показателей, которые влияют на степень эффективности образовательной организации.

Татьяна ФИЛЬЧАГИНА,
заместитель заведующего экспертно-аналитическим отделом МГО Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации