​Даже если вы на верной дороге, но просто сидите на ней, вас все равно обгонят.
Уильям П.Э. Роджерс


Мы не используем в полной мере информационный ресурс, особенно обратную связь, организационную культуру образовательной организации, правовой ресурс. Очень редко и слабо привлекаем дополнительно финансовый ресурс образовательной организации. И самый наш уникальный ресурс - человеческий (не кадровый) - тоже не используем. Я бы его назвала ресурсом солидарности. Ведь именно в нем, его умелом и правильном применении и будет определяться баланс между конфликтом и партнерством. Мы этот ресурс с точки зрения профсоюза наблюдали в качестве антиресурса в период реорганизации, когда смена руководителя возбуждала коллектив, но вместо сплочения приводила к протестным действиям... против профсоюза и выражалась в выходе из него. Профсоюз, слава Богу, выдюжил, но идея на тот момент оказалась слабее искренней «любви» к своему работодателю.
Сейчас невозможно построить эффективную профсоюзную организацию без внутренней структуры, без формирования информированного, мотивированного, участвующего в общей жизни профсоюзного, трудового коллектива. В больших коллективах надо строить ресурс солидарности, четко очерчивая принципы этой солидарности, единства целей и действий. Смысл этого ресурса - поиск новой модели результативности, которая определяется вовлеченностью коллектива во все процессы функционирования первички и удовлетворенностью работой первичной профсоюзной организации. Для этого и нужны налаженные взаимоотношения с членами организации и обратная связь. Сочетание баланса целей и интересов образовательной организации и членов трудового коллектива - лучший показатель эффективности профсоюзной организации. Для этого не нужно зацикливаться только на микроклимате и культурной жизни, надо больше обращаться к решению производственных вопросов, и одного коллективного договора здесь недостаточно. Мало записать, надо еще вдохнуть жизнь в эти договоренности, а где-то в каждодневную работу добавить чего-то нового. А это все зависит от лидера.
В иерархии целей сегодняшних председателей первичных профорганизаций как основные обозначены коллективный договор, взаимодействие с администрацией, представительство в органах управления, контроль за соблюдением трудового законодательства. При этом среди факторов, определяющих успех и авторитет первичной профсоюзной организации, первые места занимают реальное участие в жизни образовательной организации, повседневная помощь членам профсоюза, расширение гарантий и признание председателя как лидера. Во втором случае обозначены цели деятельности, в первом - формы их реализации. И только сведение их в общий процесс может дать реальный результат.
Если посмотреть через призму взглядов молодых преподавателей на проблемы профсоюза, то можно определить, с чем надо бороться или как минимум учитывать:
- тенденция превращения профсоюза в формализованную структуру, занимающуюся соцбытом;
- низкое доверие к профсоюзу, его закрытость;
- дисбаланс прав администрации и работников;
- недостаточная информированность работников;
- отсутствие адресной направленности в мотивационной работе;
- дефицит внимания к проблемам молодых.
Будучи поставленными в центр работы, эти проблемы легко могут быть трансформированы в задачи первичной профсоюзной организации, помочь повысить удовлетворенность работой профсоюзных структур.
Конечно, мы должны учитывать, что эти высокие требования предъявляем к руководителю общественной организации, который в первую очередь является педагогом или другим специалистом. Но скидку на это делать нельзя! Председатель первичной профсоюзной организации - это руководитель, вожак, предводитель, лидер, и иного не дано.
Недавно мы проводили семинар председателей первичных профсоюзных организаций вузов Центрального федерального округа. Приведу некоторые данные их опроса. Думаю, они несильно отличались бы у председателей первичных профсоюзных организаций школ. Они в любом случае заставляют задуматься. Мы попросили участников поделиться своим видением того, какими нас (профсоюз) видит работодатель, какими нас видят члены профсоюза и какими, наконец, мы сами видим себя. Варианты ответов - от «слабака», «соглашателя» до «новатора» и «стратега», были предложены более 25 определений. Выбрать нужно было только три.
Этот выбор стал следующим.
В глазах членов профсоюза, как считали отвечающие, превалирует образ председателя-защитника (44 процента ответов), помощника (25,7 процента), организатора (15,1 процента).
Работодатель видит в нас партнера (44 процента ответов), помощника (15,1 процента), иногда оппонента (13,6 процента).
А сами мы считаем себя защитниками (27,3 процента ответов), организаторами (25,7 процента). И только здесь появляется слово «лидер». Но таких ответов было получено всего в 12,1 процента случаев! Хотя, на мой взгляд, лидер - это и помощник, и организатор, и защитник, а главное - генератор развития.
Дважды в ответах прозвучали слова «помощник», «защитник», «организатор». А оппонент, не в смысле бунтарь, а в смысле способный на дискуссию и владеющий информацией переговорщик, - только однажды, так же как и вторая половинка этого образа - партнер.
Невостребованным остался такой взгляд на председателя, как новатор, соратник, реформатор, борец, стратег. Правда, к счастью, обошлось и без конформистов, соглашателей и слабаков. Итак, средняя позиция лидирует. А хочется все же трибуна и интегратора.
Справедливости ради нужно привести и варианты представлений членов профсоюза о профсоюзе, в основе которых лежат понятия «поддержка/помощь», «защита прав», «мероприятия», «солидарность», «отдых». То есть видение себя председателями вполне соответствует ожиданиям членов профсоюза. У молодых педагогов - членов профсоюза представления смещаются еще и в сторону обучения и общения.
Анализ мотивов - целей членства в профсоюзе - выявил, что среди них первое место занимает предотвращение угроз для работника, иногда скрытых, а когда-то и явных. А далее следуют защита прав членов профсоюза, убежденность в необходимости профсоюза, профессиональный рост с профсоюзом. Здесь обращает на себя внимание и радует мотив убежденности в необходимости профсоюза, который подтверждает, что мы на правильном пути и наши члены нам верят и на нас надеются. При этом такой фактор подкрепляется и некоторым рациональным эгоизмом, связанным с желанием удовлетворить собственные потребности (поддержка личного карьерного роста, распределение премий, получение дополнительных гарантий). Но, наверное, это здорово, если можно помочь и в общем, и в личном.
Удовлетворенность же деятельностью профсоюза, по данным наших исследований, вызвана следующими факторами: качеством и частотой получаемой информации, уровнем взаимодействия профсоюзного комитета с администрацией, обеспечением прав членов профсоюза, помощью профсоюза в достижении собственных целей.
Лидер общественной организации - это особая миссия. Это человек, который работает не на должности, не за деньги, не за карьеру, а за интерес и потому, что не может не быть в центре кипения общественной жизни. Он сродни политику, потому что должен искать золотую середину, уметь соглашаться без потерь, но и уметь стоять насмерть, если будет необходимо. Как найти, научить и удержать людей, готовых на это? Очень трудный, но жизненно важный вопрос. Без этих людей любая организация останется полуживой, тлеющей, а не горящей. А мы ведь этого не хотим?!
Можно, пожалуй, сравнить хорошего учителя и председателя первичной профсоюзной организации с точки зрения тех черт, которыми они должны обладать. Опять же сошлюсь на данные нашего опроса, в котором приняли участие более тысячи респондентов. Они характеризовали хорошего учителя, а мы попробуем перенести эти ответы на профсоюзного лидера. На первом месте среди качеств, необходимых учителю, - способность обеспечить устойчивую мотивацию обучающихся. Разве это не верно в отношении профлидера и членов профсоюза? Без этого не выживет ни одна организация. На втором месте - умение учителя обеспечить положительную динамику образовательных результатов. Для председателя это будет динамика профессионального и общественного развития каждого работника и результатов его труда. Отличное владение учителем своим предметом - третье по значимости качество, а для профсоюзного лидера оно приобретает особенную значимость - ведь он защитник, помощник, консультант по очень разным вопросам и труда, и заработной платы, и жилищного, и пенсионного законодательства. Владение на профессиональном уровне содержанием этих предметов является залогом успеха. И так же, как у учителя, у профсоюзного лидера высокие результаты зависят от трудолюбия и творческого подхода, высокой личной мотивации и готовности к применению в своей работе эффективных технологий и приемов.
Профсоюзный лидер, да и вообще лидер, понимает, что цель, не направленная на людей, - это лжецель. Люди и их взаимодействие важнее любых механизмов и инструментов. В этом случае цель никогда не оправдывает средства. Готовность и способность к принятию прежде всего, а затем к практической реализации изменений нужна в наше время, как никогда, чтобы не остаться сидеть на дороге или не быть обогнанным другим. И очень важно переводить идеи в дела, не останавливаться на обещаниях и словах. Ведь только дела рождают веру и воспитывают сторонников, без которых мы бессильны.

Марина ИВАНОВА, председатель МГО Профсоюза работников народного образования и науки