На вернисаже с говорящим названием «Увлечения. Личная коллекция Владимира Спивакова» можно увидеть картины живописцев первого ряда: мирискусников, театральных художников, западноевропейских мастеров XIX века.
До сих пор коллекция была знакома только близким дирижера. По словам Спивакова, его интерес к живописи не случаен: в юности маэстро делал успехи в натюрморте и пейзаже, но любовь к музыке оказалась сильнее. Вместо того чтобы писать картины, он стал их собирать.
Представленное собрание из 90 с небольшим работ занимает второй и третий этажи музея: живопись отечественных театральных художников соседствует здесь с картинами авторов знаменитого объединения «Мир искусства», на одной стене представлена подборка «Образ женщины в танце», а целый этаж отведен под полотна наших современников и образцы подстекольной живописи.
Даже беглый взгляд на экспозицию подтверждает, что случайных вещей в ней нет. Небольшие работы Константина Юона, Александра Бенуа, Сергея Судейкина, Константина Коровина и других блестящих мастеров создают удивительный декоративный праздничный оазис, расцвечивающий белое элегантное пространство Музея русского импрессионизма.
Здесь же и Борис Кустодиев, чей эскиз к картине «Лихач» стал первым в коллекции музыканта. Эскизы театральных костюмов работы Вадима Рындина, Нины Айзенберг, Бориса Эрдмана и других составляют интереснейшую подборку, перекликающуюся с декорациями к оперным постановкам, в которых участвовал Федор Шаляпин. Внимание к сценическому искусству становится лейтмотивом экспозиции.
Танец как неотъемлемая часть искусства волновал многих художников, интересен он и Владимиру Спивакову, который приобрел необычные портреты Майи Плисецкой работы Бориса Жутовского. Великую балерину сложно узнать во вдохновенном росчерке линий. Рядом - картины замечательного акварелиста Артура Фонвизина. Кстати, чудесных «Циркачек» еще не известному публике скрипачу подарила вдова живописца Наталья Осиповна.
Талант музыканта ценил и грузинский художник Ладо Гудиашвили, получивший громкое признание на Западе и друживший с Пикассо, Утрилло, Модильяни: один из рисунков сопровождается дарственной надписью с теплыми пожеланиями Спивакову.
Но коллекционирование для Владимира Теодоровича не забава и не развлечение, а способ ясновидения и высшей беседы с природой, как утверждает он вслед за Кузьмой Петровым-Водкиным. Серьезный подход дирижера к увлечению сочетается с широтой взглядов на искусство и творческой смелостью. В его собрании большое место отведено современному русскому искусству - работам, выполненным в стилистике нонконформизма, московского концептуализма и кинетизма.
Многие имена посетителям выставки вообще откроются впервые. Среди них стоит отметить Егора Острова. Он ведет диалог с великими живописцами прошлого, создавая масштабные полотна в полиграфическом ключе, перекликающиеся с алтарными образами мастеров Возрождения.
Но самая интересная часть коллекции - редкая подборка мало известной у нас подстекольной живописи. Это произведения народного искусства Западной Европы, чаще всего на библейские сюжеты, исполненные плотным цветом в несколько слоев на обратной стороне стекла, создающего эффект сияния и бликов вокруг изображений. Спиваков заинтересовался картинами, впервые увидев их во французском городке Кольмаре, куда ежегодно приезжает на международный музыкальный фестиваль, проводимый под его руководством. И вот уже много лет ни один приезд не обходится без покупки нового экспоната.
Интересно, что выставка, коль скоро речь идет о собирателе-дирижере, сопровождается ненавязчивым музыкальным оформлением в исполнении маэстро. Как оказалось, многие композиции вызывают у него звуковые ассоциации - так, минималистичные работы Александра Григорьева прекрасно обыгрывает музыка Арво Пярта.
Оценить перекличку двух видов искусства, равно увлекающих маэстро Спивакова, можно до 24 сентября.