Если не вдаваться в подробности, это ежегодное образовательное мероприятие для школьников, студентов и взрослых, проводимое в формате образовательного полевого лагеря. Выбор мастерских, на которые можно было записаться в этом году, оказался очень впечатляющим - более 20 наименований для взрослых и 8 для школьников.
Свой выбор я остановил на мастерской «Образование», которая предлагала несколько образовательных модулей. После некоторых раздумий я отправил заявку на модуль «Проектный менеджмент для учителя», надеясь, что здесь получу знания в проектной деятельности, чтобы в дальнейшем применять проектные методики в работе с детьми и коллегами. Конечно, обучаясь на различных курсах повышения квалификации, я имел представление о проектной деятельности, но зачастую педагоги называют проектами все, что хоть немного отличается от обычного урока: «сходили с классом в кино», «повесили пару скворечников», «сделали презентацию» и т. п. Подобные «проекты» существовали 30 и 40 лет назад, и, как сходить с детьми в поход или подготовить школьный праздник, я и так неплохо знаю. А сейчас мне хотелось освоить современные методики и инструменты.
Пройдя процедуру отбора и получив на электронную почту письмо на тему «Вас берут», я стал готовиться к поездке: отыскал свою палатку, спальник, туристический коврик, а также другие походные вещи по списку. 15 июля от станции метро «Тимирязевская» в Москве стартовали автобусы с желающими принять участие во втором цикле «Летней школы». Четыре часа пути - и мы оказались недалеко от города Дубна Тверской области, на территории базы отдыха «Волга», уже в пятый раз принимающей «Летнюю школу», хотя на самом деле она проводится уже в 14-й раз. Школа неоднократно меняла свое название (наиболее известное - «Летняя школа «Русского репортера»), место дислокации, структуру, руководство, состав мастерских, однако основные принципы оставались неизменными. В последние годы школу поддерживает Объединенный институт ядерных исследований в Дубне.
Территория школы представляет собой типичный загородный лагерь 50-60-х годов ХХ века со всеми его атрибутами: деревянные корпуса, столовая, кинозал, спортивные площадки. Только вместо пионеров по дорожкам ходят летнешкольники, между корпусов стоят палатки, в столовой не принимают пищу, а проводят дискотеки и открытые лекции (есть поклонники и того и другого), а в корпусах оборудованы учебные аудитории для проведения занятий. Прогуливаясь по дорожкам лагеря, испытываешь смешанные чувства от сочетания советского интерьера, туристического быта и современного образовательного содержания.
Отличительной особенностью школы, которую я сразу же для себя отметил, является самоуправление. Не важно, кем ты являешься в обычной жизни: школьником, студентом, кандидатом наук или победителем «Учителя года России», в «Летней школе» у тебя равные со всеми права и обязанности. Кстати, об обязанностях. Буквально на следующее после приезда утро нашему модулю выпало готовить завтрак. Я ожидал, что в первый день мы будем знакомиться, участвовать в командообразующих играх, а пришлось в 7 часов утра колоть дрова, разжигать костры, ставить на огонь 25-литровые кастрюли с водой, открывать несколько десятков банок тушенки, одним словом, готовить завтрак на несколько сотен человек. И это оказалось лучшим командообразованием из всех, в которых мне когда-либо приходилось участвовать. В последующие дни мы еще не раз выполняли работы по лагерю: мыли посуду, убирали территорию, готовили обед, дежурили на КПП, снова мыли посуду, но никогда это не было суровой обязанностью, а скорее интересным приключением и возможностью взглянуть на себя и коллег по модулю в необычной ситуации.
Теперь о коллегах, точнее, о друзьях, с которыми мне посчастливилось учиться и трудиться на «Летней школе». На нашем модуле было 30 человек, так или иначе связанных с образованием и проектами. На этом сходство заканчивается, потому что в остальном это были совершенно разные люди. Учитель и больничный клоун Рома из Санкт-Петербурга, Катя - сотрудник HR-службы школы «Летово», Вася и Лида из образовательного центра «Юниум», Дима и Маша - участники проекта «Учитель для России», Влад - молодежный политик и сельский учитель из Людиново, Саша - трудовик и музыкант из Калуги и другие не менее интересные парни и девушки. Здорово было открывать для себя этих новых людей, слушать их идеи, обсуждать проекты, строить планы, а иногда и просто играть в разные веселые игры, придуманные Ромой или Васей.
И, конечно же, наш «проектный менеджмент» был бы немыслим без кураторов и преподавателей - научного руководителя мастерской Юрия Романова, Валерии Бараевой, Дарьи Харченко, Анны Антоновой из Преакселератора ФРИИ (Фонда развития интернет-инициатив), а также приглашенных лекторов Соломона Шлосмана и Даниила Филина из MOST Creative Camp, Дианы Колесниковой - основателя проекта «Образ жизни», ребят из проекта ЦСИО «СОЛь». Вообще для мастерской «Образование» характерно приглашение в школу людей не из государственного образовательного сегмента, а из некоммерческих организаций и бизнеса. И мне кажется, это оправданно, потому что путь от идеи до реализации в бизнесе или НКО гораздо короче, чем в иерархической государственной системе. Кроме того, многие инициативы коммерческих или некоммерческих структур идут от «боли», то есть от потребностей или проблем конкретных людей или сообществ. Да и разнообразие вариантов образовательной деятельности у них гораздо больше. Хотя справедливости ради надо отметить, что и для госсектора «Летняя школа» вполне открыта.
Содержание нашего образовательного модуля представляло собой сочетание лекций и практикумов, плавно перетекающих в самостоятельную работу. В первый день мы формулировали темы проектов, над которыми предстояло работать на «Летней школе», и объединялись в группы. В этом нам помогали Соломон и Даня из MOST Creative Camp. В результате трехчасовой работы я оказался в группе с Ромой и Сашей, и нам предстояло работать над проектом «Детские мастерские». В последующие дни мы пытались реализовать этот проект в рамках «Летней школы», для чего делали MVP (minimum viable product) - минимально жизнеспособный продукт наших детских мастерских, а именно учили всех желающих во время обеденного перерыва колоть дрова и забивать гвозди (довольно нужные умения на «Летней школе»). Не менее интересно было разбираться, чем отличаются технологии SMART и HADI, а также придумывать вопросы для customer development интервью. Удалось попробовать сделать лэндинг для нашего проекта и его презентацию. Каждый день мы обсуждали результаты своей работы и работы других групп. Ребята из других групп делали проекты летнего международного лагеря для подростков, каталог игр для вожатых, проект «Ферма-тур», результатом которого стала поездка на реальную ферму, и другие.
Отдельная тема «Летней школы» - это «золотые лекции». Каждый вечер для всех желающих известные люди читают лекции на самые разные темы: «Ребрендинг сельской местности», «Существует ли кризис журналистики в мире и что значит быть профессиональным журналистом», «Мозг и пищеварение», «О механизмах определения пола» и так далее. Отличительной особенностью «золотых лекций» является их интерактивный характер: лекторы ведут активный диалог с аудиторией, отвечают на вопросы, коих обычно бывает немало.
И конечно, как и в любом лагере, на «Летней школе» были песни у костра, дискотеки, баскетбол и волейбол на спортивной площадке, купание в Волге, прогулки на велосипеде и незабываемый день рождения куратора модуля «Неинституциональные формы образования» Максима Буланова.
Незаметно пролетела неделя, отведенная нашему модулю на освоение тонкостей проектного менеджмента, и на мастерскую приехали новые «образованцы», которым предстоит изучать риторику и создавать онлайн-курсы. А мы прощаемся друг с другом у ворот лагеря, и я очень хочу через некоторое время услышать о реальных проектах в «большом мире», которые создадут ребята - участники нашего модуля. И, возможно, на следующий год кто-то из них приедет на «Летнюю школу» уже в качестве лектора и будет учить новых летнешкольников чему-то интересному, ведь это еще одна из традиций «Летней школы», когда бывшие ученики становятся кураторами модулей и мастерских. А я уже думаю о том, чтобы привезти на следующий год сюда своих учеников и на какой модуль записаться самому.

​Алексей ОВЧИННИКОВ, учитель биологии школы с. Баловнёво Данковского района Липецкой области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011