В нашей образовательной организации - Казанской специальной школе-интернате - в течение учебного года круглосуточно проживают 45 маленьких жителей Ростовской области, младших школьников с ОВЗ (в нашем случае - задержка психического развития). Это накладывает на педагогический коллектив школы-интерната особые обязанности.
ФГОС НОО говорит, что «план внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности».
Думаю, ни для кого не секрет, что написание рабочих программ, будь то по предмету, курсу или внеурочной деятельности, довольно-таки ресурсозатратное дело! В августе 2016 года Елена Александровна Вострикова, начальник отдела социально-педагогической реабилитации КОиН администрации города Новокузнецка, в своем блоге на галактике всем интересующимся педагогам сделала великолепный подарок. Это были тщательно разработанные интернациональной командой из 100 педагогов под руководством трех ученых - Е.А.Востриковой (Новокузнецк), Н.П.Макаровой (Гродно, Беларусь), В.П.Жулановой (Кемерово) - маршруты учебных сетевых проектов (программ внеурочной деятельности по параллелям классов). Желая избавить учителей нашего учреждения от излишней бумажной нагрузки, я решила предложить им воспользоваться предложенным подарком и включиться в апробацию нового для нас вида деятельности. Что же получили от внедренного новшества учреждение в целом и каждый из участников апробации? Начнем с самого начала.

Что такое УСП?
По словам профессора Е.С.Полат, «под сетевым (телекоммуникационным) проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности». Она пишет об этом вот здесь: goo.gl/8UFRLq.

А что такое маршрут УСП?
Е.А.Вострикова говорит, что «маршрут УСП - это необычная образовательная программа внеурочной деятельности, это игрофицированная система, которая позволяет сделать обучение в течение года увлекательным, познавательным и мотивирующим к самообразованию всех «путешественников». Маршрут УСП представляет собой общую рабочую программу курса внеурочной деятельности для параллели классов и формируется педагогом с учетом индивидуальных особенностей детей класса.

Где взять программу маршрута?
Все маршруты УСП собраны на специальном сайте - путеводителе УСП: sites.google.com/site/putevoditelusp и доступны для всех желающих. Маршруты прошли специальную общественно-профессиональную экспертизу КРИПКиПРО и имеют экспертное заключение. Сейчас в путеводителе 101 сетевой проект для обучающихся 1-9-х классов.

Что включить в свой индивидуальный маршрут?
Чтобы построить индивидуальный маршрут УСП для своего класса, педагог должен выбрать четыре проекта для каждой учебной четверти, последовательно сменяющих друг друга в течение учебного года. В каждом маршруте есть выбор проектов, поэтому программа маршрута способна удовлетворить даже самый взыскательный вкус.

Как построить работу на маршруте?
Каждая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления (маршрут УСП) составлена в соответствии с требованиями образовательного законодательства, содержит все необходимые инструкции для педагога, а сайт каждого УСП - подробные разъяснения для педагога, детей и их родителей.

Что нужно, чтобы включиться в работу?
Думаю, во-первых, желание помочь детям получить знания в необычной форме, развить необходимые компетенции как у детей, так и у педагога, курирующего команды проектов, наладить связь с родителями, разнообразить образовательную деятельность и просто выполнить требования законодательных актов в приемлемой для всех участников образовательных отношений форме. Во-вторых, необходимы минимальные технические условия для реализации такой программы: компьютеры (желательно в формате «1 компьютер - 1 ученик»), быстрый Интернет, педагог, владеющий ИКТ-компетенциями. В-третьих, обязательна поддержка родителей обучающихся и администрации учреждения, ведь один в поле не воин.

Что же получилось у нас?
В августе прошлого года в адаптированную основную общеобразовательную программу учреждения для детей с ЗПР были внесены изменения в части содержания программы внеурочной деятельности - включены рабочие программы маршрутов учебных сетевых проектов для всех четырех классов нашей школы-интерната. При этом важно, на мой взгляд, заручиться поддержкой администраторов школы - директора и завуча! Педагог, заинтересованный в новом виде деятельности, если это его инициатива, должен объяснить администрации учреждения актуальность, пользу и значимость предложенной формы реализации «внеурочки». Если же инициатором такого шага является администратор, то чаще всего педагогу некуда деваться и приходится принять данное решение.
У нас в учреждении инициатором внедрения маршрутов УСП был директор (то есть я), но такое решение было принято коллегиально и вполне закономерно, учитывая огромный объем проведенной предварительной методической работы по внутрикорпоративному повышению квалификации педагогов. К началу реализации маршрутов УСП все учителя владели теми инструментами, которые были основой сетевых проектов. В противном случае учителям пришлось бы учиться сначала самим, а затем обучать детей, что не всегда укладывается в рамки отведенного на данную внеурочную деятельность времени.
Информационно-образовательная среда учреждения тоже была в целом практически готова к такому решению: в каждом классе есть компьютеры для ребят и педагога (предугадывая вопрос читателя, нет, у нас не модель «1:1», в классах один компьютер для пары учеников), есть интерактивные комплексы, позволяющие включать в обсуждение работы в проекте весь класс, а не только команду проекта, есть Интернет, но не всегда, не везде и не такой быстрый, как хотелось бы.
О поддержке родителей при работе с материалами сетевых проектов нам приходится только мечтать. Ведь большинство детей в школе-интернате не местные, приезжие, и практически весь год (за исключением каникул) находятся в отдалении от своих родителей. Но учителя делятся успехами детей на родительских собраниях, демонстрируя «шедевры детского сетевого искусства».
Итак, за учебный год все классы полностью прошли свой маршрут учебных сетевых проектов, освоены 11 сетевых проектов (некоторые повторялись в маршрутах разных классов). Получен новый опыт, набиты новые шишки, но и удовлетворение, и радость от полученных знаний и умений тоже являются спутниками освоения сетевых проектов. Подводя некоторые итоги апробации участия детей с задержкой психического развития в учебных сетевых проектах, хочу обратить внимание тех педагогов, которые последуют по нашему пути:
    количество часов на реализацию программы внеурочной деятельности в виде маршрутов УСП должно быть увеличено, так как темп мыслительной деятельности особых детей данной категории не позволяет им осваивать содержание программы так же быстро, как это делают их нормативно развивающиеся сверстники;
    участие в УСП первоклассников с ограниченными возможностями - сложное, но нужное дело, требующее от учителя вложения дополнительных ресурсов: сил, времени, подчас иных приемов и методов обучения детей с особыми образовательными потребностями;
    многие инструкции в проектах требовали от педагога специальной адаптации для детей с задержкой психического развития в силу того, что словарный запас и кругозор таких детей крайне узки, поэтому объяснение действий в проекте проводится «на пальцах», и это тоже следовало бы учесть авторам УСП;
    каждый учитель, координатор классной команды проекта, должен быть настроен не на соревнование с другими командами, участвующими в проекте, а на участие (как на олимпиаде) и выращивание крайне полезных компетенций, формирующихся в процессе работы над проектом, но не всегда заметных с первого раза невооруженным взглядом, - сотрудничества, взаимопомощи, навыков общения со своими сетевыми друзьями (взрослыми и детьми), любознательности;
    в первой четверти первого класса и четвертой четверти четвертого класса нужно выбирать проекты с наименьшей нагрузкой, так как в первом классе проходит адаптация к обучению в школе, а в четвертом классе - завершение ступени образования с контрольными процедурами в этой связи.
На мой взгляд, у такого вида образовательной деятельности, как реализация маршрутов учебных сетевых проектов, обязательно будут и сторонники, и противники. Ведь инновации никогда не проходят гладко. Конечно, участие в сетевых проектах приносит очень много пользы в части формирования универсальных учебных действий и получения компетенций XXI века и для детей, и для взрослых (модная тенденция), но при отсутствии Интернета и компьютеров в школе, при инертном и не владеющем ИКТ учителе, при палках в колеса от любого участника процесса эта деятельность никогда не получит значительного распространения.
Для своего учреждения мы сделали однозначный вывод: участие в маршрутах учебных сетевых проектов будет продолжено и в будущем учебном году, ведь еще столько неизведанного остается в мире для наших воспитанников. И со столькими интересными вещами мы в силах их ознакомить, что останавливаться на достигнутом сейчас просто нельзя!

P.S.  Этой статьей мы открываем серию публикаций коллег из Казанской специальной школы-интерната, которые хотят поделиться своими наработками в области обучения детей с ОВЗ. Следите за материалами в газете и на нашем сайте.

_____________
Только на сайте «УГ»!
Светлана Долженкова.
«Специальные условия vs. второгодничество и двойки»:
ug.ru/article/980

​Светлана ДОЛЖЕНКОВА, директор Казанской специальной школы-интерната, лауреат Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2016, ст. Казанская, Ростовская область