В целом ректоры петербургских вузов отметили, что продолжается тенденция роста интереса выпускников школ к техническим специальностям. В лидерах «прикладная математика», «информационные технологии», «наноэлектроника» и т. д. Также в этом году наблюдается повышенное внимание и к гуманитарным специальностям. В том же СПб ГЭУ на специальность «реклама и связи с общественностью» почти 100 заявлений на одно бюджетное место. При этом и родителей, и абитуриентов волнует ситуация, связанная с тем, что количество бюджетных мест на гуманитарные специальности с каждым годом уменьшается. Однако руководители вузов не видят в этом признаков катастрофы и уверяют, что на рынке труда сегодня по-прежнему переизбыток специалистов данного направления. В подавляющем большинстве именно гуманитарии стоят на бирже труда после окончания вузов.
Что касается иногородних абитуриентов, то, по словам президента Объединенного совета ректоров СПб и ЛО, ректора НИУ ИТМО Владимира Васильева, вот уже несколько лет в Санкт-Петербурге их число стабильно, то есть порядка 68-70%. Ничего особенного в такой большой доле числа иногородних абитуриентов нет, поскольку и Москва, и Санкт-Петербург традиционно готовили кадры для всей России. К тому же данная статистика лишний раз подтверждает, что выпускники школ различных регионов хотят получить качественное образование.
Другое дело, что в городе на Неве по-прежнему актуальной остается проблема дефицита мест в студенческих общежитиях. К примеру, в 2016 году число тех, кто не смог заселиться, составило 10,5 тысячи человек. И число неустроенных студентов будет увеличиваться, поскольку новых общежитий в городе не строят. Каждый вуз пытается решить эту проблему по-своему, но не у всех это получается. В итоге огромное число студентов вынуждены снимать жилье.
То, что каждый год растет средний балл ЕГЭ у поступающих в петербургские вузы, говорит о том, что сюда приезжают самые лучшие выпускники школ. Правда, первый год обучения становится трудным для всех студентов независимо от их школьных успехов. Ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова-Ленина Владимир Кутузов считает, что это следствие отсутствия преемственности между школой и вузом. Впрочем, данный разрыв существовал всегда, поскольку в вузе совершенно иная форма обучения, лекция и объяснение материала учителем у доски - это далеко не одно и то же. Поэтому главная задача вуза - «довести» поступивших ребят до первой сессии.
- Если их бросить до сессии, то некоторые из первокурсников начинают практиковать этакую вольную жизнь, забывая об учебе, а некоторые просто теряются, - говорит Владимир Кутузов. - Особенно это заметно по иногородним ребятам. Отрыв от дома, от семьи, от друзей всегда болезненный, а здесь еще нужно привыкнуть к проживанию в общежитии, где действуют свои нормы и правила, и, конечно, в этот период нужно детям помочь, чтобы они понимали, что о них есть кому заботиться, что они не брошены на произвол судьбы.
Если говорить о проблеме преемственности, то, по мнению Владимира Кутузова, есть примеры успешного решения этого вопроса. Например, специалисты ЛЭТИ на базе президентского лицея №239 несколько лет назад создали лаборатории с научным уклоном. Здесь читали лекции аспиранты и молодые преподаватели вуза, и благодаря этому ребята уже по-другому относились к занятиям в школе, понимали, что такое лабораторная работа и почему на коллоквиуме нужно защищать результаты своего исследования. Сейчас похожий и очень перспективный проект реализуется в новой школе в д. Кудрово Ленинградской области. Совместно с ЛЭТИ там создали 7 лабораторий, в том числе такие, как «Интернет вещей», «Робототехника», «Микро- и наноэлектроника» и т. д. В этих лабораториях с удовольствием занимаются не только старшеклассники, но и ученики среднего звена.
По словам Владимира Кутузова, у этого проекта впереди интересное будущее, поскольку важной задачей становится превращение технопарка в школе в школу-технопарк, когда занятия в лабораториях будут интегрированы в учебный процесс. По сути, это обучение через исследование, то есть инновационный формат получения знаний. Правда, никто пока не знает, каким будет результат данного эксперимента, однако ученые ЛЭТИ уверены в успехе. По их мнению, главное, чтобы школьные учителя были единомышленниками и были готовы к изменениям, которых требует современность.

Санкт-Петербург