Телевизионные студии в школах нашей страны появились очень давно, еще в советский период развития телевидения. Одни из них были успешны, так как находились специалисты, работающие с детьми (как правило, это были родители детей, которые по долгу своей службы были связаны с телевидением), а другие ввиду отсутствия необходимого оборудования и соответствующих педагогов влачили жалкое существование. С течением времени появились видеостудии, которые отчасти начали заменять школьные телестудии.
В школе всегда есть необходимость в «производстве» видеоматериала, или, как сейчас говорят, видеоконтента. С достаточно быстрым падением стоимости бытового видеооборудования с одновременным повышением его качества профессиональная телевизионная техника школьных студий устаревала, а на смену ей пришли студии, построенные на бытовом оборудовании.
Сегодня, когда мы говорим о новом медийном языке общения, о приобщении молодежи к новой медиакультуре, мы должны понимать, что эти процессы должны быть обеспечены соответствующей программно-аппаратной базой.
Со слов министра, «первая часть этого телевидения - единая программа для всей страны, куда будут входить сюжеты на те темы, которые нас интересуют, прежде всего воспитательного значения, новостные сюжеты, вторая часть инициативы - освещение важных событий в жизни каждой отдельно взятой школы.
Понятно, что, чтобы этот процесс «завелся», необходим совершенно другой взгляд на школьную студию, невозможно будет реализовать столь грандиозный всероссийский проект на прежней парадигме вещания и создания медиаконтента. А есть ли сегодня такие решения?
В июньском выпуске журнала «Мир техники кино» за 2017 год авторы концепции распределенной виртуальной 3D-студии замечают, что значимость современного школьного цифрового ТВ вообще трудно переоценить, так как уже в ближайшее время порядка 85% информации будет передаваться в форматах видео HD, UHD, VR, AR, 360, поэтому для школьников умение эффективно владеть 3D-видеотехнологиями, в том числе и в мобильных форматах, по существу, становится важнейшим элементом их настоящего и будущего, их карьеры, степени их социализации и досуга.
Реализация же сформулированной авторами концепции распределенной виртуальной студии позволит реалистично визуализировать и в реальном времени интегрировать школьников, педагогов, преподавателей и студентов в мультимедийную компьютерную среду (то есть сделать то, чего не делает ни одна другая современная технология!). Даже находясь в самых разных городах, школьники смогут выходить на ими же создаваемые общие виртуальные площадки, общаться друг с другом и делать совместные проекты, работая в самых современных 3D- и видеоформатах.
Технологии виртуальных 3D-студий, работающих в реальном времени, позволяют интегрировать ведущего в сложную компьютерную среду и направить образовательный процесс в нужное русло, способны очень эффективно использоваться в цифровом образовании для построения циклов занятий и передач для школьников и студентов по выбранным курсам и дисциплинам. Создаваемые и используемые разными школами и институтами виртуальные сцены, 3D-модели, анимация и видеоряды могут объединяться в совместные проекты и включаться в общие базы данных и знаний. Условная схема взаимодействия различных учебных заведений на примере центров технологической поддержки образования (ЦТПО), школ и колледжей в рамках территориально распределенной сети виртуальных студий, включающей также общую информационную базу данных совместных проектов, приведена на рисунке.
Таким образом, распределенная виртуальная студия трехмерного отображения позволит педагогам и учащимся разных учебных заведений реализовать кибернетические встречи в реальном времени на создаваемых ими же самых разных виртуальных площадках (например, космический корабль, научная лаборатория, студия новостей или средневековый замок). Они же смогут освоить работу режиссеров и ведущих собственных интегрированных проектов и программ.
Сетевые трансляции образовательных программ из собственных виртуальных студий распределенной сети дадут возможность автономно выходить в эфир на самую широкую аудиторию без вложений в студийные комплексы, декорации, съемочное и осветительное оборудование, каналообразующее оборудование, персонал, и делать это с высочайшим качеством и оригинальным творческим оформлением.

Сергей КУВШИНОВ, директор Международного института новых образовательных технологий РГГУ;
Вячеслав КАРБАНОВ, ведущий специалист по России и СНГ компании Telemetrics


Советуем прочитать
1. Карбанов В.Н. Технологии 3D виртуальных студий в России // Мир Техники Кино. - 2017. - №2 (11). - С. 3-7.
2. Карбанов В.Н., Кувшинов С.В., Харин К.В. Распределенная виртуальная студия трехмерной визуализации для сетевой структуры образовательных организаций // Мир Техники Кино. - 2017. - №2 (11). - С. 13-17.


Только на сайте «УГ»!
Ирина Жилавская. «Ради информационного здоровья»: ug.ru/insight/603.