Игорь ЗОЛОТОТРУБОВ, директор Русскогвоздевской школы, Рамонский район, Воронежская область:
- Как и в прошлые годы, чувствуется недостаток финансирования. Нашей школе в этом году надо заменить окна на пластиковые и отремонтировать фасад. Помогают спонсоры - арендаторы сельхозземель. Но самые большие проблемы возникают из-за огромного количества документов, которые надо заполнить, чтобы хоть что-то сделать.

Елена СЕРОВА, заместитель директора школы, Санкт-Петербург:
- В этом году в рамках адресной программы нам строят новый школьный стадион. Его уже огородили, теперь собираются класть искусственное покрытие, но дождливая погода то и дело вносит свои коррективы. Немного опасаемся, что строители не успеют сдать стадион к 1 сентября, но рабочие уверяют нас, что все будет сделано в срок.

Светлана К., директор сельской школы, Кировская область:
- Трудность пока одна. Подрядчик не успевает выполнить ремонт коридоров и мест общего пользования в полном объеме. Причина в том, что, несмотря на своевременно проведенный тендер, деньги были выделены поздно. Точнее, поздно пришли. Мы боимся, что комиссия не успеет принять у нас школу, но и торопить рабочих не хотим. Если они в спешке сделают некачественный ремонт, нам придется за это дороже заплатить уже в течение года. Вот и думаем сейчас, что нам дешевле обойдется - замечания комиссии и даже штраф или экстренный ремонт?

Игорь В. (имя изменено), директор школы, Новгородская область:
- Нужно ремонтировать спортзал, но денег на это нет. Раньше в нашем районе деньги школам выделяли по принципу «всем по чуть-чуть». В последнее время каждый год единовременно выделяют большие средства одной-двум школам. Может быть, это и правильно. Теперь школам-счастливицам под силу сделать серьезные ремонты. Мы пока ждем своей очереди... Самостоятельно добывать деньги нашей школе трудно, местное население не имеет средств, чтобы оплачивать наши дополнительные услуги.

Я.Ч., директор лицея, Петрозаводск:
- Последние три года период активной подготовки школы к новому учебному году все уменьшается. Если школа является пунктом проведения экзаменов (а наша именно такая), то до конца июня мы не можем начинать ремонтные работы. А с 11 августа уже начинается объезд школ комиссией, которая оценивает степень их готовности. Финансовых средств катастрофически не хватает, но эта проблема так стара, что ее и обсуждать неинтересно. Делаем, что можем! «Новинка» последних лет - непрекращающаяся волна запросов от вышестоящих организаций. По каким учебникам будет работать начальная школа, как сдали ЕГЭ дети, которые после 9-го класса поменяли школу, и пр. Неужели нельзя сделать эти запросы, когда все вернутся на работу? Как бы то ни было, школа будет готова к 1 сентября. Мы в этом не сомневаемся!