Как известно, школьные поборы - проблема не отдельно взятого региона, а практически всей страны. Родители могут помогать школе на вполне законных основаниях, главное, чтобы эта помощь была добровольной. Почему же зачастую деньги собирают в добровольно-принудительном порядке? Родителям не хватает воли, желания и правовых знаний, чтобы участвовать в решении школьных проблем через управляющие и попечительские советы? Или дело в повсеместном недофинансировании школ?

Марина ЗАХАРОВА, министр образования Московской области:
- Сегодня в каждом субъекте на каждого ученика рассчитывается свой норматив. Нормативом обязательно предусматривается финансовое обеспечение госгарантий реализации прав граждан на получение бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. В норматив, который рассчитывается из регионального бюджета, включаются расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий (в том числе и рабочих тетрадей), средств обучения, игр, игрушек. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» школа обязана обеспечить 100% всех учеников учебниками, и если к учебнику прилагается рабочая тетрадь, то и тетрадями. Никакого сбора средств с родителей здесь быть не должно! Все есть в нормативе. Вопрос только в том, какова величина этого норматива. Устанавливать норматив - это обязанность и право каждого субъекта. В каких-то субъектах он меньше, в каких-то - больше...
Материально-техническая база, содержание зданий, коммунальные услуги, в том числе и проведение ремонтных работ, оборудование - это уровень муниципальных бюджетов, для которых также разрабатывается норматив, учитывающий все особенности образовательной организации.
Материально-техническая база школ в различных территориях разная. Если мы берем школы-новостройки, то сегодня все они в соответствии с приказом Минобрнауки России оснащаются по последнему слову техники. Конечно, есть вариации, потому что существует перечень обязательных элементов оснащения, есть перечень дополнительных и есть вариативный перечень в зависимости от того, какой профиль у школы. Конечно, школам, которые строились до этого приказа, очень сложно. И от субъекта требуется большая работа, чтобы все школы получили современную материально-техническую базу. Очень многое здесь зависит и от того, насколько хорошо руководитель конкретной школы владеет финансовыми вопросами, умеет заниматься торгами, закупками, поставками.
Почему у самих родителей возникают вопросы к материально-техническому оснащению? Каждому хочется, чтобы его ребенок приходил в школу и имел все самое современное и достойное - от ученической парты до спортивного зала. Но должна идти грамотная разъяснительная работа: родители должны знать, что, когда, в каком объеме и по какой стоимости закупает школа, откуда пришли эти средства, каков норматив и т. д. Чем больше школа будет информационно открыта для всех участников образовательного процесса, тем меньше будет возникать таких вопросов.
К тому же сам руководитель школы должен понимать: если отсутствует та или иная мебель или она не соответствует требованиям, школа просто не будет принята перед началом учебного года... Но даже в этом случае требовать с родителей деньги на парты или что-то другое, тем более если это есть в нормативе, совершенно неправомерно! Ну а если существующий норматив не позволяет школе усовершенствовать ее материально-техническую базу, это уже другой вопрос...

Константин Ю., директор школы, Нижегородская область:
- По-моему, причины на поверхности, их всего две. Первая, субъективная, связана с коррупционной составляющей: кто-то из руководства слишком любит деньги. А неконтролируемость позволяет таким алчным руководителям отлично заметать следы - по отчетам у них все очень хорошо и гладко. А вторая причина более объективная - недостаточное финансирование и пресловутые защищенные статьи расходов, по которым мы можем финансировать только что-то определенное. А если это «что-то» уже есть, а необходимо другое, то из бюджета не возьмешь. Вот тогда и приходится обращаться к родителям. Например, бывало у нас так: деньги есть на компьютеры и программное обеспечение, хотя и имеющееся нас вполне устраивает, но нет на унитазы, которые потекли, или на крышу, которую в экстренном порядке нужно подлатать. Пока напишешь прошение учредителю, пока дождешься ответа, пока тебя внесут в сметный план, можно вообще довести здание до плачевного состояния. Вот и приходится иной раз обращаться за помощью к попечительскому совету. Мы, конечно, не злоупотребляем. Но иногда действительно вынуждены. А иначе ничего не сделаешь... Но ведь так не только в образовании. В медицине то же самое. Где-то больные должны приносить с собой и марлю, и бинты, и обезболивающие. Спрашивается: а разве на больницы не отпускают средства? Отпускают. Но только хватает их далеко не на все, что нужно. Так что поборы - это следствие наших «бесплатных» медицины и образования.

Ирина Г., директор школы, Ростовская область:
- У нас поборы с родителей «санкционированы» городским департаментом. Вот свежий пример. В пункт сдачи ЕГЭ в один из дней кампании экзаменационные материалы должна привезти одна из городских школ. Очередь составляется заранее, персональную ответственность за выполнение задачи государственной важности несет директор. Из каких средств он оплатит транспорт и труд по доставке, департамент не интересует. Материалы должны быть доставлены любой ценой. Вот мы за ценой и не стоим. У кого большая зарплата, платят свои, личные, деньги. А если зарплата невысока и денег в школьном бюджете нет, то «выезжаем» на родителях выпускников. Незаконно? Конечно. Но кто виноват, что мы так поступаем?

Лидия С., мама девятиклассника, Великий Новгород:
- Поборы в школах - это круговая порука. Выйти из этого круга невозможно, потому что каждый родитель боится, что, если он не сдаст деньги на нужды школы, учителя к его ребенку будут относиться плохо. Поэтому всегда находятся родители, которые становятся членами родительского комитета и активистами поборов. Такие родители-активисты часто сами звонят тем, кто не заплатил, говорят, что учительница - человек скромный, не будет брать на себя эту функцию, а они вот взялись собирать деньги. Если не сдать деньги этим активистам, мамы - члены родительского комитета скажут своим детям, что ваша семья бедная, нищая, жадная. И тогда в школе ребенок получит двойную долю унижения - от учителей и от ребят-одноклассников. Поэтому родители предпочитают деньги сдать. Иногда это последние крохи, особенно при больших поборах на подарки учителям, ремонт школы и так далее... Могу добавить, что часто активисты родительского комитета бравируют богатством своих семей и буквально вынуждают всех остальных покупать в класс дорогие шторы, мебель, богато проводить выпускные.