Это произошло во время моей первой педагогической практики в одной из школ Новосибирска. Хорошо помню тот урок географии в седьмом классе. Передо мной обычные подростки: ершистые, спорящие по любому поводу, проверяющие молодого практиканта на прочность. Тема урока: «Рельеф Новосибирской области».
- Что в нашей Сибири хорошего? Зимой холодно, осенью, весной - распутица. Полгода солнца нет, а вы нас заставляете готовить информацию о красоте сибирского края, - ученики явно меня провоцировали, хотели сорвать урок.
- Кто еще так считает?
Рук поднялось немало.
- Что ж, тогда будем изучать Сибирский край на практике. Отправляемся завтра на Буготакские сопки.
- Завтра же воскресенье!
- Сбор в 8.00 на платформе вокзала....
Утром на перроне на меня посыпались «географические» вопросы:
- А почему облака здесь так низко плывут?
- А почему здесь только сосны растут?
- А звери здесь водятся?..
Я видел лица ребят, видел, что им интересно узнавать то, что они еще не знают. И тогда понял, что открывать новый мир, делиться своими знаниями с ребятами увлекательнее, чем довольствоваться открытиями и знаниями одному. Вот тогда у меня и появилась цель - изучать географию вместе. Вместе с моими учениками.
В моем понимании учитель - это искатель, странник, всегда находящийся в пути, готовый не только к личному общению, но и к общению через Интернет, принимающий детей такими, какие они есть. Воспитание состоит не только из нравоучений и наставлений, большую роль играют любовь и личный пример. Покорять надо делом. И от того, как учитель будет подготовлен, как эмоционально заряжен, насколько духовно полон, будут зависеть образование и воспитание учеников.
Любой человек, прослушавший курс лекций «История образования», скажет, что педагог - профессия мужская, начиная с доисторических времен и заканчивая дореволюционной Россией. В моей маленькой покосившейся деревянной сельской девятилетней школе практически не было учителей-мужчин, кроме учителя физики, который  открыл во мне стремление к познанию.
А что же сейчас? В детском саду - женщина-воспитатель, в школе учит женщина, в институте - опять женщина. Юноша пришел в армию, а там... одни мужчины. Нет, я ничего не имею против женщины-педагога. Но я вижу слабость, физическую и нравственную, в детях, которым не хватает мужского воспитания. Педагоги-мужчины нужны и важны. Мне хочется помочь моим ученикам стать настоящими людьми - умными, ответственными, позитивно мыслящими. И я каждый день стараюсь открыть для них сложный и многообразный мир жизни через «путешествие» по моему предмету.

Дмитрий ВАНДАКУРОВ, МБОУ СОШ №160, Новосибирск