«Барабаны в ночи» в Театре им. Пушкина
«Барабаны в ночи» - первая драма Бертольда Брехта, любимого автора Юрия Бутусова. На фоне неудавшейся германской революции 1918 года в семействе Балике разыгрывается личная драма: красавица Анна (Александра Урсуляк) вынуждена забыть пропавшего на войне жениха Андреаса Краглера (Тимофей Трибунцев) и выйти замуж за ловкого дельца Фридриха Мурка (Александр Матросов). В разгар подготовки к свадьбе после четырехлетнего отсутствия возвращается потрепанный в боях солдат, и трагедия женского предательства становится злом, порожденным социумом.
Режиссер вновь прибегает к наработанным приемам, чему способствует сценография Александра Шишкина, верного соавтора питерского мастера. На просторной сцене на фоне обнаженного задника герои-мужчины переодеваются в женские платья, и наоборот, сползают с колосников жирные неоновые буквы ремарок, персонажи в экстатическом возбуждении танцуют под разнородный звукоряд, и все это безумие, сопровождающееся барабанным боем, властно затягивает зрителей, заставляя сопереживать и рефлексировать.
Трио главных артистов играет безупречно: Матросов изображает работягу Мурка, кровью и потом заработавшего свои деньги. Александра Урсуляк и Тимофей Трибунцев создают проникновенный любовный дуэт. И «Барабаны», почти забыв о социальной подоплеке, отчаянно и страстно стучат о чувстве, посещающем людей во все времена.

«Иванов» в Театре Наций
Молодой режиссер Тимофей Кулябин недрогнувшей рукой помещает чеховских героев в современную квартиру со стеклопакетами (художник Олег Головко), а их самих выводит обывателями, коротающими унылые дни, разрываясь между офисом, дачей и домом с опостылевшим телевизором.
Спектакль решен в сериальном мелодраматическом ключе. Евгений Миронов в заглавной роли играет не интеллектуала, ошалевшего от заедающей среды, а обыкновенного человека, не знающего, куда себя приткнуть в жизни, вызывающей отвращение. Сарра Чулпан Хаматовой - безоглядно влюбленная в мужа страдающая женщина, думающая не о страшной болезни, а лишь о том, чтобы Николай остался ужинать. В противовес безвольным измученным персонажам выступает полная сил и юных надежд энергичная Саша (Елизавета Боярская). В том, что не выдерживает сердце Иванова, есть и ее «заслуга».
Тоска от жизни, неумение быть смелым и счастливым - вот определяющая тема постановки. Главный герой в ней вял и безынициативен, его умирающая жена - беспомощна, и только молодая невеста готова бороться за свою любовь. Но Саша - дитя безрадостной среды, поэтому ее победа внушала бы страх. Она и не случается.

«Мастер и Маргарита»
в Студии театрального искусства
О постановке великого романа Михаила Булгакова Сергей Женовач мечтал давно. Его не пугала «слава» «Мастера и Маргариты» как книги, не поддающейся сценической адаптации. Режиссер, прочитавший все редакции текста, черновики и дневниковые записи автора, представил свою неожиданную версию произведения.
Действие спектакля происходит в психиатрической клинике, где в роли главврача выступает Воланд (Алексей Вертков), его свита становится медперсоналом, а остальные персонажи превращены в пациентов дома скорби, который художник Александр Боровский драпирует белым занавесом из больничных пододеяльников с прорезью для двери, ведущей на балкон - место появления Мастера (Игорь Лизенгевич).
Главный герой предстает сломленным больным человеком, а его возлюбленная (Евгения Громова) - красивой мещанкой, не способной на жертву. Их любви недостает возвышающей трагедии, но разве может быть иначе в этом приюте для «психических»? Зато сеанс черной магии в варьете решен феерически: в фокусах участвуют зрители, а благодаря искусству иллюзионистов братьев Самойловых голова Жоржа Бенгальского эффектно отрывается от тела. Но этот всплеск веселья не отменяет общей грустной интонации постановки, еще раз утверждающей, что наш мир бесповоротно сошел с ума.