Сегодня, на мой взгляд, остро назрела необходимость в создании метапредметного методического объединения учителей. Преподаватели, работающие в параллели, должны четко представлять, над формированием каких умений они работают, затем контроль покажет, чего уже сумели достичь и какие проблемы еще есть. А находить пути их преодоления следует на метапредметном объединении, которое будет вырабатывать единые решения, координировать работу по формированию нужных умений. Пока не появится единой связки, мы будем буксовать на месте.
Мы часто радуемся, что дети на уроке нас слушают. Но слышат ли они? Говорим им: «Прочитайте задание и выполните его». Сразу начинаются вопросы, а с чего надо начать и так далее. Почему так происходит? Ученики, которых мы принимаем в пятом классе, привыкли к тому, что задание читается вслух, проговариваются этапы его выполнения. А прочитать текст самостоятельно они затрудняются.
Почему так происходит? У ребят, конечно, сформированы определенные умения. Однако, к сожалению, они не владеют едиными подходами при изучении разных предметов.
Во-первых, это работа с учебником. Ученики должны видеть единые подходы: и роль заголовка, и расположение информации, и дополнительный материал на полях, и иллюстрации, и т. д.
Во-вторых, учеников необходимо ознакомить с видами чтения и их применением на практике.
В-третьих, ребенка надо научить расписывать пошагово свои действия.
В-четвертых, надо ознакомить его с системой постановки вопросов (по Блуму, Загашеву).
В-пятых, при изучении любого материала ребенок должен понимать, как и где он сможет применить полученные знания в жизни.
Занятия по внеурочной деятельности строятся на игре, творческой мастерской. По опыту знаю - они вызывают интерес даже у слабо мотивированных детей.

​Наталья ЛЫСЕНКО, учитель русского языка и литературы школы №69 «Центр развития образования», Рязань